Перешли на клик
Как учителя и ученики справились с дистанционным обучением
Система образования в России пережила серьезное испытание. Во время пандемии школы и вузы вынуждены были перейти на обучение в дистанционном формате. Цифровые платформы, электронные учебники, онлайн-конференции — учителям и ученикам пришлось осваивать не только знания, но и новые инструменты. Как с этим справились в Нижегородской области? Об этом мы беседуем с заведующей кафедрой информационных технологий Нижегородского института развития образования Татьяной Каняниной.
Татьяна Канянина
- С какими проблемами столкнулся регион при переходе на дистанционное обучение?
- Мы столкнулись с недостаточным уровнем квалификации учителей в области цифровых технологий. Люди, которые у нас учились и которые начали работать с цифровыми технологиями несколько лет назад, достаточно легко вошли в дистант. Во-первых, они сразу выбрали удобную электронную школу и работали с ней. Во-вторых, многие использовали офис Яндекс или офис Гугл для коммуникации с детьми. Многие учителя достаточно легко вошли в дистант и организовали всю эту работу.
Больше проблем было с выбором средств коммуникации. Кроме Skype у нас никто ничего не знал. Хотя у нас в НИРО, например, есть профессиональный вебинар про Adobe Connec. Очень хорошо то, что многие сервисы открыли у себя вот такие комнаты для видеосвязи: Учи.ру, МЭШ и другие.
В начальной школе Яндекс.Учебник очень хорошо воспринимался педагогами, люди работали с удовольствием.
Дистанционное обучение, конечно, намного тяжелее вести, чем очное. Потому что дистанционный контакт — это намного больше ответственности, подготовки, продумывания. Как провести, как достучаться до ребенка, как объяснить материал. И хорошо, что многие учителя понимают, как хорошо в этом иметь надежного электронного помощника, онлайн-школу, которая не заменяет тебя, а поможет тебе. Помогает, потому что все дети разные, одни понимают, когда им просто рассказывают, другие глазами должны увидеть объяснение материала, третьим нужно несколько раз повторить, а урок уже закончился… И вот онлайн школу можно включить, смотреть еще раз задание решить, разобрать, подумать. Поэтому здесь вот в данном случае, когда здесь такое партнерство школы и учителя — это, конечно, очень хорошо.
- Какие сервисы вы рекомендовали использовать в регионе?
В начале мы предложили несколько способов организации дистанционного обучения. Первый, самый простой — через moodle, когда школа регистрируется в системе, и все учителя там размещают свои курсы. У нас есть пример такой школы — причем, сельской. Еще один вариант — работа через Дневник.ру: там можно создать свой отдельный курс для каждого класса, работать с детьми. По всем направлениям мы рекомендовали платформы электронных школ: Яндекс.Учебник, Учи.ру, РЭШ — всего семь.
Нашим учителям понравилось работать с Яндекс.Учебником и с Учи.ру. Прежде всего, потому что контент бесплатный. Сервисы очень отличаются по стилю: у Учи.ру более веселые и игровые задания, а в Яндекс.Учебнике — в более серьезном стиле. Вот это мне импонирует. Потому что есть дети, которым хочется больше такого вот интерактива веселого, развлекательного, но ведь есть и педагоги, и дети, которые идут ближе к академическому стилю. Особенно это касается лицеев и гимназий. Помимо того, в Яндекс.Учебнике пошли уже и задания для ребят постарше: для 7 класса информатика, например, и задания такого более академического стиля — это хорошо. Хочется сказать, что сама система Яндекс вызывает доверие как образовательный партнер.
- Как вы думаете, каковы перспективы работы с инструментами дистанционного обучения?
- Вы знаете, при всем отрицательном воздействии коронавируса, он сыграл определенную роль в педагогической деятельности. Люди волей-неволей окунулись в цифровизацию. Пандемия подтолкнула людей к активному использованию цифровых технологий, погружению в них. И те педагоги, которые действительно отнеслись к этому серьезно, которые организовали дистанционно обучение правильно: выбрали платформу, электронную школу, средства коммуникации и смогли успешно закончить учебный год — большие молодцы, и таких большинство. Они будут продолжать работать с этими инструментами так или иначе. Но, к сожалению, есть педагоги, которые вообще не прикасались, например, к таким средствам коммуникации, как Zoom, Skype или российские сервисы. Этим педагогам хуже — и я боюсь, что новый учебный год они тоже начнут традиционно.
Я считаю, что ситуация с коронавирусом стала своего рода двигателем прогресса для образовательной системы. Сейчас и самые прогрессивные педагоги и те, кто раньше только собирался осваиваться в мире цифры, точно будут использовать очно-дистанционные варианты Они будут вести занятия очно с большим интересом и любовью, как и раньше, но обязательно оставят дистанционный формат.
- Мы столкнулись с недостаточным уровнем квалификации учителей в области цифровых технологий. Люди, которые у нас учились и которые начали работать с цифровыми технологиями несколько лет назад, достаточно легко вошли в дистант. Во-первых, они сразу выбрали удобную электронную школу и работали с ней. Во-вторых, многие использовали офис Яндекс или офис Гугл для коммуникации с детьми. Многие учителя достаточно легко вошли в дистант и организовали всю эту работу.
Больше проблем было с выбором средств коммуникации. Кроме Skype у нас никто ничего не знал. Хотя у нас в НИРО, например, есть профессиональный вебинар про Adobe Connec. Очень хорошо то, что многие сервисы открыли у себя вот такие комнаты для видеосвязи: Учи.ру, МЭШ и другие.
В начальной школе Яндекс.Учебник очень хорошо воспринимался педагогами, люди работали с удовольствием.
Дистанционное обучение, конечно, намного тяжелее вести, чем очное. Потому что дистанционный контакт — это намного больше ответственности, подготовки, продумывания. Как провести, как достучаться до ребенка, как объяснить материал. И хорошо, что многие учителя понимают, как хорошо в этом иметь надежного электронного помощника, онлайн-школу, которая не заменяет тебя, а поможет тебе. Помогает, потому что все дети разные, одни понимают, когда им просто рассказывают, другие глазами должны увидеть объяснение материала, третьим нужно несколько раз повторить, а урок уже закончился… И вот онлайн школу можно включить, смотреть еще раз задание решить, разобрать, подумать. Поэтому здесь вот в данном случае, когда здесь такое партнерство школы и учителя — это, конечно, очень хорошо.
- Какие сервисы вы рекомендовали использовать в регионе?
В начале мы предложили несколько способов организации дистанционного обучения. Первый, самый простой — через moodle, когда школа регистрируется в системе, и все учителя там размещают свои курсы. У нас есть пример такой школы — причем, сельской. Еще один вариант — работа через Дневник.ру: там можно создать свой отдельный курс для каждого класса, работать с детьми. По всем направлениям мы рекомендовали платформы электронных школ: Яндекс.Учебник, Учи.ру, РЭШ — всего семь.
Нашим учителям понравилось работать с Яндекс.Учебником и с Учи.ру. Прежде всего, потому что контент бесплатный. Сервисы очень отличаются по стилю: у Учи.ру более веселые и игровые задания, а в Яндекс.Учебнике — в более серьезном стиле. Вот это мне импонирует. Потому что есть дети, которым хочется больше такого вот интерактива веселого, развлекательного, но ведь есть и педагоги, и дети, которые идут ближе к академическому стилю. Особенно это касается лицеев и гимназий. Помимо того, в Яндекс.Учебнике пошли уже и задания для ребят постарше: для 7 класса информатика, например, и задания такого более академического стиля — это хорошо. Хочется сказать, что сама система Яндекс вызывает доверие как образовательный партнер.
- Как вы думаете, каковы перспективы работы с инструментами дистанционного обучения?
- Вы знаете, при всем отрицательном воздействии коронавируса, он сыграл определенную роль в педагогической деятельности. Люди волей-неволей окунулись в цифровизацию. Пандемия подтолкнула людей к активному использованию цифровых технологий, погружению в них. И те педагоги, которые действительно отнеслись к этому серьезно, которые организовали дистанционно обучение правильно: выбрали платформу, электронную школу, средства коммуникации и смогли успешно закончить учебный год — большие молодцы, и таких большинство. Они будут продолжать работать с этими инструментами так или иначе. Но, к сожалению, есть педагоги, которые вообще не прикасались, например, к таким средствам коммуникации, как Zoom, Skype или российские сервисы. Этим педагогам хуже — и я боюсь, что новый учебный год они тоже начнут традиционно.
Я считаю, что ситуация с коронавирусом стала своего рода двигателем прогресса для образовательной системы. Сейчас и самые прогрессивные педагоги и те, кто раньше только собирался осваиваться в мире цифры, точно будут использовать очно-дистанционные варианты Они будут вести занятия очно с большим интересом и любовью, как и раньше, но обязательно оставят дистанционный формат.