От разработки до обучения:
как в Нижегородской
области развивается
беспилотная авиация
С 1 января 2024 года в России
начал действовать нацпроект
«Беспилотные авиационные системы»
От разработки до обучения:
как в Нижегородской
области развивается
беспилотная авиация
Беспилотники прочно вошли в нашу жизнь. Если раньше дроны применялись преимущественно для решения военных задач, то в наше время БПЛА используются в самых разных направлениях – от искусства до строительства. С 1 января 2024 года в России начал действовать нацпроект «Беспилотные авиационные системы» (БАС), в рамках которого за следующие шесть лет в стране должна появиться перспективная самостоятельная отрасль экономики, связанная с созданием и использованием гражданских БПЛА. Как ведется работа в этом направлении в Нижегородской области, рассказываем в рамках проекта «Homo Sapiens нижегородский». (https://pravda-nn.ru/tag/homo-sapiens-nizhegorodskij/).
С 1 января 2024 года в России
начал действовать нацпроект
«Беспилотные авиационные системы»
Беспилотники прочно вошли в нашу жизнь. Если раньше дроны применялись преимущественно для решения военных задач, то в наше время БПЛА используются в самых разных направлениях – от искусства до строительства. С 1 января 2024 года в России начал действовать нацпроект «Беспилотные авиационные системы» (БАС), в рамках которого за следующие шесть лет в стране должна появиться перспективная самостоятельная отрасль экономики, связанная с созданием и использованием гражданских БПЛА. Как ведется работа в этом направлении в Нижегородской области, рассказываем в рамках проекта «Homo Sapiens нижегородский».
КАК НИЖЕГОРОДЦЫ ПРИДУМАЛИ ПЕРВЫЙ РЕГИОНАЛЬНЫЙ ДРОН
Сделано в Нижегородской области

Первые дроны нижегородского производства появились в 2018 году. Тогда в регионе зарегистрировали компанию «Клеверкоптер», которая сразу начала специализироваться на разработке грузовых беспилотников. А через год стала резидентом Фонда «Сколково», который поддержал нижегородцев на сумму более 7,5 млн рублей.

Еще несколько лет назад компания начиналась с маленькой комнатушки, а сейчас занимает целый этаж офисного здания и гордо носит звание первой региональной компании, создавшей грузовой беспилотник – «Курьер-30». Это новый дрон, который может доставлять грузы весом до шести килограммов на расстояние до 18 километров.

«Курьер» имеет электрический двигатель и может «разгоняться» до 50 км/ч. При этом управлять им можно вручную – для этого существует профессия «оператор БПЛА» – или же автоматически. Такой аппарат не боится непогоды: ранее «Курьер» успешно справился с 25-градусными морозами и 40-градусной жарой, с сильными ветрами и туманами. Сам он весит порядка 30 кг и производится серийно.
«Сейчас аэрологистика становится трендом. Однако многие компании подчас пытаются переделать FPV мониторинговые аппараты под логистику, но это не очень хорошо получается. Нужно изначально проектировать грузовой аппарат. А мы, с 2018 года, смотрим на аэрологистику, предсказали этот тренд: пробки, сложности с дорогами на Крайнем Севере все-таки приведут к тому, что мы будем доставлять грузы по воздуху», – рассказал гендиректор компании «Клеверкоптер» Сергей Гусев.
Вес такого грузового дрона может достигать 30 кг
Вес такого грузового дрона может достигать 30 кг
«Курьер» задумывался как беспилотник, который сможет перевозить небольшие грузы: мелкие посылки, письма, лекарства. В октябре 2023 года он успешно прошёл заводские испытания, совершив 40 полётов с грузом и пролетев более 400 км в различных погодных условиях.

Одной из его тестовых задач стала доставка лекарств из города Лысково до Макарьева через реку Волгу. Обычный грузовик справился бы с такой миссией за сутки, ведь ему бы пришлось сделать большой «крюк» через Нижний Новгород. «Курьеру» на это понадобилось всего восемь минут.

Такие воздушные маршруты по перевозке лекарств могут появиться во многих районах Нижегородской области. Сейчас правительство региона разрабатывает проект, по которому жители отдаленных поселений смогут получать необходимые препараты в кратчайшие сроки за счет аэродоставки при помощи БПЛА.
Уже после этого разработка стала первой БАС, которая вошла в реестр российской продукции по коду 30.30.32.153 (мультиротор от 4 кг до 30 кг). Это означает, что дрон разработан и изготовлен в России и соответствует требованиям государства. При этом сами требования относительно запчастей и ПО аппарата сильно ужесточились с декабря 2023 года.

«Курьер» почти полностью изготовлен из отечественных деталей: это рама, провода, блоки распределения питания, винты и крылья. Все комплектующие разрабатывают и собирают на базе компании, а далее вывозят аппарат на тестовые полеты в поля.

В целом в этом году в рамках государственного гражданского заказа (ГГЗ) компания намерена произвести 39 дронов и в следующем году – аналогичное количество.

Параллельно «Клеверкоптер» также занимается разработкой дрона «Патруль», который сможет отслеживать пожары в лесах. Такой аппарат весит 30 кг и может преодолевать расстояния до 150 км, поднимаясь на высоту 2,5 км. Для этого его планируют оборудовать одним бензиновым и восемью электрическими двигателями, что позволит находиться в полете до четырех часов.
КАК В НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ ПОДДЕРЖИВАЮТ РАЗРАБОТЧИКОВ БПЛА
Перспективная отрасль

Сейчас в Нижегородской области разработкой и производством беспилотников и комплектующих к ним занимаются 25 компаний. Их работу поддерживают в рамках национального проекта «Беспилотные авиационные системы», который был запущен в России в начале этого года. На его реализацию в течение шести лет выделили 696 млрд рублей. На эти деньги планируется начать серийное производство отечественных дронов, создать крупные производственные центры, развить соответствующую инфраструктуру, включающую строительство аэродромов, вертодромов и дронопортов, а также организовать подготовку кадров для беспилотной авиации. Каждый регион при этом разрабатывает свою программу применения БАС.

«Беспилотные системы – одно из самых перспективных направлений для технологического развития в мире. Сфера относительно молодая, а ее потенциал ограничивается только изобретательностью инженеров и конструкторов. Президент России Владимир Путин не раз говорил о значимости развития беспилотной авиации в стране, в том числе в рамках национального проекта «Беспилотные авиационные системы», – подчеркивал в свое время губернатор Нижегородской области Глеб Никитин.

В Нижегородской области работу с БАС курирует региональный минпром. Ранее Заксобрание области рассмотрело законопроект о снижении налоговых ставок для производителей БПЛА. По нему предлагается уменьшить налоговые ставки по упрощенной системе налогообложения с 6% до 1%, если объектом налогообложения являются доходы, и с 15% до 5%, если объектом являются доходы за минусом расходы юрлиц и ИП, работающих в ключевых направлениях производства БАС. Такая мера позволит быстрее развиться малым и средним предприятиям в сфере беспилотников.

Чтобы воспользоваться пониженной ставкой, предприятие должно не менее половины своих доходов получать именно от деятельности, связанной с БАС, а уровень зарплаты в компании должен быть не ниже среднемесячной по региону. Мера может начать действовать уже с 1 января 2025 года.
КАК В НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ «КУЮТСЯ» КАДРЫ ПО РАБОТЕ С БПЛА
Подготовка кадров

Отдельное направление, связанное с беспилотниками, предусматривает подготовку кадров, которые смогут управлять БПЛА. Сейчас этим занимается несколько организаций.

Так, Учебно-методический центр по ГОЧС Нижегородской области имени Маршала Советского Союза В.И. Чуйкова проводит курсы повышения квалификации для специалистов гражданской обороны, в том числе для коллег из Беларуси и новых регионов. До конца этого года Центр планирует обучить 154 человека по управлению БАС.

Военных операторов беспилотников готовят в стенах Центра подготовки специального назначения «Сталь», созданного штабом Захара Прилепина и правительством Нижегородской области. Обучение ведется на базе филиала, а также на территории полигона в Дзержинске. Там проходят обучение будущие операторы и конструкторы БАС и техники радиоэлектронной борьбы.

Готовят операторов в вузах и колледжах. Сейчас этой задачей занимается НГТУ имени Р.Е. Алексеева, в котором реализуется программа «Программирование беспилотных автомобилей»; Нижегородский колледж теплоснабжения и автоматических систем управления, где проводят обучение по программе «Оператор БВС»; Центр военно-патриотического воспитания «ЗВЕНО», где молодые нижегородцы учатся управлять FPV-дронами, а также Княгининский университет, который готовит операторов дронов для агропромышленного комплекса.
В нижегородском политехе реализуется программа по созданию беспилотных автомобилей
В нижегородском политехе реализуется программа по созданию беспилотных автомобилей
Со школьной скамьи

Задуматься о перспективной профессии по работе с дронами предлагают и совсем юным нижегородцам. В этом году в Нижегородской области открылись специализированные классы для изучения беспилотников на базе 17 школ и Борского губернского колледжа.

На эти цели регион получил 274 млн рублей из федерального бюджета в рамках нацпроекта «БАС». На эти деньги были созданы сами классы и закуплено специальное оборудование.
Школы, в которых должны были открыться подобные классы, отбирали на конкурсе. Среди победителей оказалась и гимназия №2 Нижнего Новгорода.

«Наша гимназия – это творческий организм, который долгое время занимается проектной деятельностью. Нам очень хотелось создать что-то свое, тогда мы разработали проект городского центра практико-ориентированного образования и профориентации «Проксима». Одним из его модулей являются беспилотные авиационные системы, – пояснила заместитель директора гимназии №2 Наталья Леонтьева. – В итоге наш проект оценили на конкурсе, и мы стали частью программы».

Готовить класс по БАС во второй гимназии стали минувшим летом: в одном из кабинетов провели ремонт, подготовили брендированное пространство для полетов и закупили необходимое оборудование. Это конструкторы, готовые гирокоптеры, с помощью которых можно оттачивать мастерство полетов, пульты управления, компьютеры и программы, а также 3D-принтеры.
«В симуляторах есть различные трассы, где дети отрабатывают свои навыки полетов на БПЛА, а затем вживую управляют дронами в малой полетной зоне, – рассказывают учителя. – Ребята работают в парах».
Занятия стартовали в сентябре, проходят несколько раз в неделю и интегрированы в учебный процесс. Их посещают учащиеся с 5-го по 11-й класс, которые ранее изъявили желание получить уникальные навыки по разработке, сбору и программированию БПЛА. Среди них – как школьники, кто в будущем мечтает стать оператором дрона, так и ребята, которые посещают занятия для обретения дополнительных полезных знаний и навыков.

«Я очень рада, что в нашей гимназии открылся такой класс. Беспилотные системы – это системы будущего, и, возможно, уже через пять лет всё будет в беспилотниках, – рассказывает ученица восьмого класса Кристина Поличенко. – Я – человек искусства, и думаю, что беспилотные системы не войдут в мою жизнь так сильно, как хотелось бы, но это очень интересное увлечение, которое мне сейчас нравится изучать».

Учителя, которые ведут занятия по дронам, ранее прошли специализированное обучение по федеральной программе по подготовке кадров БАС. Всего в гимназии № 2 к началу ноября соответствующую квалификацию будут иметь пять преподавателей.
«Самые первые занятия мы начали с теоретических основ – это техника безопасности, то, как устроен дрон, как им управлять, что такое симулятор – в общем, рассказывали самые азы беспилотников. Далее приступили непосредственно к полетам на симуляторах, затем – к полетам в реальности, и в конце концов начали учиться собирать дроны», – подчеркнул руководитель Центра БАС в гимназии №2 Илья Молодцов.
Ранее на сайте pravda-nn.ru сообщалось, что ученые ИПФ РАН рассказали о самых последних исследованиях в области физики, результаты которых ложатся в основу уникальных разработок. Среди них – гиротроны, мощные лазерные системы, средства гидроакустической метрологии.