Как производству НХП стать точкой притяжения туристов
Сегодня предприятиям народно-художественных промыслов мало удивлять мир расписными матрешками, уникальной вышивкой, филигранной сканью и другими чудесами ремесленного искусства. Новый вызов для них – стать центром притяжения для туристов, которые путешествуют в поисках аутентичности и истиной старины. Между туристической привлекательностью и развитием народно-художественных промыслов теперь стоит знак равенства. Как нижегородские предприятия НХП стремятся к этому равновесию?
Есть, что показать
В Нижегородской области 26 народно-художественных промыслов, и по разнообразию ремесел мы уверенно лидируем среди других регионов России. Но выпускать уникальные изделия уже недостаточно, нужно уметь их показать и даже «продать» историю их возникновения. Поэтому каждое ремесленное производство сейчас стремится иметь туристический минимум: музей, экскурсия, мастер-класс. Впрочем, для кого-то этот минимум пока является максимумом, к сожалению, не очень эффективным.

Музей сейчас открыт практически при каждом предприятии НХП, там, где нет, его спешно организовывают или достраивают. Как, например, в Ворсме на заводе «Саро». Здесь возродили традиции производства ножей, которые когда славились на всю Россию. Сейчас это современное предприятие, которое выполняет заказы и для силовых структур.
Скоро лучшие образцы ножевого промысла можно будет увидеть в постоянной экспозиции.
Музейное хозяйство, конечно, доставляет дополнительные хлопоты, но иначе никак.
Олег Коротков
«Музеи, в первую очередь, мы организовываем для того, чтобы сохранить наше художественное наследие и традиции. Именно здесь мы наглядно показываем преемственность поколений в промыслах, - рассказывает генеральный директор ООО «ТД Семеновская матрешка» Олег Коротков. – Молодежь должна видеть и понимать, что остается им в наследство».
И, конечно, музей – это первое место, куда идут приезжающие туристы. В музее семеновской матрешки нередкие гости иностранцы. В последние годы – это, в основном, зарубежные студенты из вузов Нижнего Новгорода и других регионов России. В Вачском районе на Казаковском предприятии художественных изделий уже расписан каждый день первой новогодней недели – полюбоваться подстаканниками, шкатулками, украшениями из серебряного кружева приезжают гости из Москвы и других областей.

Кроме того, музей и существующий при нем магазин помогают предприятию выжить.

«Статистикой доказано – продажи в месте производства зачастую выше, чем в торговых сетях где-то в других городах», - продолжает Олег Коротков.

Теория подтверждается и практикой. Туристы гарантируют предприятию увеличение выручки.
Евгений Шмелёв
«К нам однажды, приехала супружеская пара из Якутии. Туристы очень любили и ценили филигрань, - рассказывает Евгений Шмелев, директор ЗАО «Казаковское предприятие художественных изделий», - осмотрели музей, производство и купили сразу сувениров на 170 тысяч рублей».

Наталья Дудина

С ним согласна и Наталья Дудина, руководитель ООО «Городецкая золотная вышивка». По ее словам, одна группа туристов в 40 человек обеспечивает продажи на 50 тысяч рублей.
Однако, нынешнего туриста одним музеем не удивишь. Конек предприятий народно-художественных промыслов – экскурсии по производству и мастер-классы. Без преувеличения можно сказать, что здесь и зародился такой модный сегодня промышленный туризм.
«Мы обязательно покажем вам, как создается даже самая сложная наша шкатулка.» - призывают потенциальных посетителей на сайте ООО «Промысел». В селе Семино Ковернинского района выпускают деревянные шкатулки, игрушки, новогодние шары. Все товары украшены традиционной росписью. На фабрике обещают показать туристам каждый цех, а мастер-класс по росписи проведет главный художник Ольга Серова.
Рады туристам и на производственных участках предприятия Городецкой золотной вышивки. «Люди в восторге от того, что мы показываем, как работали мастерицы и 300 лет назад, - объясняет Наталья Дудина. – «Далеко от стародавних технологий не ушли. Да, чуть поменялись материалы, но, например, порядок нанесения узора, подготовки ткани к вышивке не изменились.»

В цехе вышивания фабрики золотного шиться сегодня стоят машинки. Мастерицы больше не сидят, склонившись над будущим платком, с иголкой в руке. На помощь им пришли машинки, которые здесь приспособили для вышивания. Теперь ту работу, что вышивальщица вручную делала год, выполняют на машинке за месяц. Так, сократили затраты и снизили стоимость изделия, которая все рвано не низкая, ведь уникальные технологии и ручной труд остались в основе.

«На примере народно-художественных промыслов, люди видят, как переплетаются история, культура и экономика. Как ремесла становились искусством. Как старинные технологии меняются под влиянием новых экономических запросов», - отмечает глава «Городецкой золотной вышивки».
Малые и удалые?
На недавнем Глобальном форуме креативных технологий было задано новое направление развития народно-художественных промыслов. Речь идет о создании креативных территорий, когда вокруг предприятий НХП создается инфраструтура, позволяющая принять самого взыскательного туриста. Есть такие примеры и в Нижегородской области – например, в Городце и Семенове. В регионе реализуется пилотный проект «ТЭРРА» по развитию креативных территорий. Но, к сожалению, не все предприятия НХП могут в ней участвовать.

Казаковское предприятие художественных изделий пыталось использовать предоставившуюся возможность. Однако, препятствием стали условия пилотного проекта.

«Одно из них – поселение, которое преобразуют в креативную территорию, должно иметь население не менее 1000 человек. В Казаково сейчас 800 жителей, с учетом детей и пенсионеров. На предприятие-участнике должно быть трудоустроено 200 человек, а у нас весь коллектив – 56 сотрудников. Мы в эти условия никак не вписываемся» - рассуждает Евгений Шмелев.

Подавляющие большинство предприятий НХП по всем характеристикам относятся к малому бизнесу. Собственных возможностей для развития туристической привлекательности им не хватает.

В Казаково в 2019 году сложив собственные средства и деньги от полученного гранта, на предприятии обустроили музей. Однако, на ремонт входной группы финансов не хватило, и где взять пока не знают. Несколько миллионов для фабрики сумма неприподъемная.

С продвижением казаковцы пытаются справиться сами, используя все возможности интернета и соцсетей. Но, например, организовать туристический маршрут по Вачскому району, с включением в него своего предприятия, им не под силу.

В Семенове и Городце, широко известных в России, от гостей кажется отбоя не должно быть. Золотное шитье представлено в одном из павильонов Города мастеров, но немногие туристы доходят до самого предприятия. Не используются на все 100 процентов и туристические возможности Торгового дома «Семеновская матрешка».

Руководители предприятий признают: нужна массивная рекламная программа, специализированные туристические маршруты, гранты, на деньги которых можно обновлять музеи и проводить фестивали.

Кроме того, нужно больше специализированных магазинов, где можно было бы приобрести товары всех именно нижегородских промыслов. Сейчас их можно увидеть только на ул. Большой Покровской в Нижнем Новгороде.

И еще нужно владеть информацией о всех возможностях, которые предоставляет государство и уметь ими грамотно воспользоваться.
Народные промыслы помогают сохранять традиции
Чтобы не пропасть по одиночке
Союз предприятий народно-художественных промыслов Нижегородской области возник 2,5 года назад, когда стало понятно, решать проблемы эффективнее сообща. Новая некоммерческая организация объединила 12 организаций.

«Одна из наших важнейших задач – разработка методических рекомендаций, поиск необходимой информации для получения поддержки. Будем работать и с грантами, реализовывать рекламные и туристические проекты. Но пока идей, больше, чем воплощений» - комментирует Олег Коротков.

Однако, некоторые результаты работы есть. Обмен опытом привел к тому, например, что предприятия начали активно обустраивать музеи при своих производствах, пользоваться поддержкой, которое оказывает государство.

В этом году Союз подал заявку на включение его в реестр социальных предпринимателей, как организация, занимающаяся деятельностью в сфере культуры, просветительства и образования. Ремесленники надеются, что это принесет новые возможности.

«Должна быть мощная сильная реклама всего, что у нас производится у нас в регионе в сфере НХП. Даже в Нижнем Новгороде далеко не все знают, что у нас производится. Вот, например, ни одного граффити о народных промыслах в Нижнем Новгороде нет», - говорит Евгений Шмелев.

Действительно, об уникальных нижегородских промыслах рассказывать можно бесконечно.

Расписывают посуду, игрушки в традициях росписи на фабриках «Хохлома и «Хохломской художник». Здесь сохранили секреты старых мастеров, умение передать чувства русской души в нарисованных завитках, травке, ягодах.
Художники предприятия «Городецкая палитра» перенесли цветы, коников, сюжетные композиции с деревянных досок на керамические изделия. Городецкая роспись украшает теперь чашки, вазы, панно.
Хорошо бы познакомить туристов с изделиями предприятия «Коваль». Здесь выпускают ножи из различных видов стали, авторские изделия украшают инкрустациями. Так же как делали ремесленники и сто лет назад.
А, например, скатерти, полотенца в технике узорно-ремизного ткачества выпускают в Шахунье, занимают достойное место на различных выставках и ярмарках. В ассортименте предприятия более 100 текстильных изделий на любой вкус.
В «Мастерской Сереброва» делают русские музыкальные инструменты. Народные трещотки, дудочки, жалейки, свирели — многим знакомы по старинным сказкам. Но теперь у нас есть шанс увидеть, а главное, услышать истинно народную музыку.
Теперь в планах Союза предприятий народно-художественных промыслов Нижегородской области показать лицом товар своих ремесленников. Уже есть идея новых туристических маршрутов по местам бытования нижегородских народных промыслов.

«Мы придумали проект двух комплексных маршрутов. Это Городец-Семенов-Семино. И южная ветка – Казаково- Ворсма – Борнуково-Арзамас. Объехать 3-4 предприятия за один день вполне возможно. Представляете сколько информации и впечатлений можно получить?» - делится планами Наталья Дудина.

Масштабы идеи тоже впечатляют: согласовать маршрут, проходящий по разным районам, организовать питание – задача нелегкая. Для ее реализации, конечно, придется приглашать профессионалов.

От имени Союза легче предложить и новые программы в сфере НХП и туризма. Так, например, на региональном уровне возможен познавательный экскурсионный проект для детей. Школьникам нужно активно показывать и рассказывать о нижегородских промыслах. Тут двух зайцев можно убить – приобщить детей к истории и культуре родного края и развивать туристическую направленность НХП.
Пусть научат
Руководители предприятий НХП не зря так много говорят о детском туризме и популяризации художественных ремесел. Сумев сохранить технологии и традиции, старшее поколение не знает кому придется передавать знания.

Места бытования народных промыслов – это сельские районы, в которых молодежь не стремится оставаться. А ведь художественным промыслам нужны одаренные творческие люди. Например, казаковскую филигрань даже не берутся подделывать – настолько тонкими навыками надо обладать, чтобы создать кружево из металлической проволочки. Чтобы создать уникальный золотной узор, нужно много умения и терпения. Немало усилий требует и роспись матрешки, у каждой из которых свой образ.

Предприятие пытаются решить кадровые проблемы.

«Кадровый голод у нас ощущается очень сильно, - сетует Евгений Шмелев. Например, заключили трехсторонний договор с талантливым парнем и Павловским техникумом, который готовит для нас специалистов. Сейчас наш будущий мастер на 3-ем курсе. По окончанию, в соответствии с договором он придет к нам, и отработает минимум 5 лет. Нужны люди и на новое направление – художественное литье из латуни.»
А еще НХП срочно нужны люди с высшим образованием, и не только художники.

«У нас в регионе сейчас нет искусствоведов, специализирующихся на народных промыслах. На всю Россию звучали имена Татьяны Емельяновой, Ларисы Помыткиной. Но на смену им никто не пришел.» - рассказывает Олег Коротков.
Именно специалисты такого уровня помогут сохранить традиции художественных промыслов, подскажут не отошли ли от канонов народного искусства. А если возникают проблемы, то укажут на них. Это проблема становится тем более актуальной, что некоторые ремесла страдают от дешевых подделок.

Впрочем, и здесь для решения проблем НХП нужна серьезная поддержка на региональном уровне. Ведь молодые специалисты будут оставаться в районе, когда будут комфортные условия для жизни и работа. А это и новая дорога до села Казаково в Вачском районе, и успешная карьера. И ощущение, что работаешь на престижном предприятии, которое в центре внимания и властей, и нижегородцев, и гостей региона.
Текст: Юлия Майорова
Фото: Александр Воложанин
Предприятия-участники Союза предприятий НХП Нижегородской области
1. ООО «ТД Семёновская роспись»
2. ООО «Городецкая золотная вышивка»
3. ЗАО «Казаковское предприятие художественных изделий»
4. ООО «Промысел»
5. ООО «Завод складных ножей Саро»
6. ООО «Хохлома»
7. ОАО «Хохломский художник»
8. ООО «Городецкая палитра»
9. ООО «Мастерская Сереброва»
10. ООО Коваль»
11. ООО «Тканые узоры»
12. ООО «Промыслы НН»