Вознесенский район
Герб Вознесенского муниципального района Нижегородской области представляет собой щит, пересеченный по диагонали двумя лазоревыми линиями на серебряный, золотой, зеленый и лазоревый цвета.
На серебряном поле изображен идущий червленый олень.
В золотой части щита – хвойный и лиственный лес, в зелени – матрешка, выполненная в стиле полховско-майданской росписи.
На серебряном поле изображен идущий червленый олень.
В золотой части щита – хвойный и лиственный лес, в зелени – матрешка, выполненная в стиле полховско-майданской росписи.
Дело делу учит
Владимир ШМАКОВ,
глава администрации Вознесенского муниципального
района Нижегородской области
глава администрации Вознесенского муниципального
района Нижегородской области
Всё, чем гордятся жители Вознесенского района, изображено на его гербе:
густые леса, водные просторы, олень как символ принадлежности к Нижегородской области и матрешка. Здесь родилась уникальная полховско-майданская роспись, традиции промысла местные жители берегут и развивают, ремесло передают от отца к сыну, от матери к дочери.
Промысел берет начало на речке Полховке. Сюда, на мордовские земли, в 1667 году после подавления восстания Степана Разина сослали донских казаков за участие в крестьянской войне. Они назвали село Майдан – казачий круг. Земли в этих местах были скудными. Переселенцам пришлось искать, чем прокормить себя. По преданию, промысел они переняли у монахов Саровского монастыря. До 1961 года, когда в село пришло электричество, токарный станок приводили в действие вручную, вращая огромное колесо диаметром больше двух метров.
густые леса, водные просторы, олень как символ принадлежности к Нижегородской области и матрешка. Здесь родилась уникальная полховско-майданская роспись, традиции промысла местные жители берегут и развивают, ремесло передают от отца к сыну, от матери к дочери.
Промысел берет начало на речке Полховке. Сюда, на мордовские земли, в 1667 году после подавления восстания Степана Разина сослали донских казаков за участие в крестьянской войне. Они назвали село Майдан – казачий круг. Земли в этих местах были скудными. Переселенцам пришлось искать, чем прокормить себя. По преданию, промысел они переняли у монахов Саровского монастыря. До 1961 года, когда в село пришло электричество, токарный станок приводили в действие вручную, вращая огромное колесо диаметром больше двух метров.
Индустриальное прошлое
Но у Вознесенского района есть и индустриальное прошлое. В селе Кудиново – так тогда назывался районный центр – братья-промышленники Андрей и Иван Баташевы построили железоделательный завод. Он дал имя и самому селу. А когда в 1779 году была построена церковь Вознесения Господня, которая до сих пор украшает поселок, его переименовали в Вознесенское. Завод закрылся еще до революции. Спустя 100 лет о нем уже ничего не напоминает. Только пруд, на берегу которого стояла усадьба братьев, местные жители по-прежнему называют Баташевским.
В 1929 году из мастеров-кустарей сколотили артель «Красная заря». Народный промысел начали переводить на промышленные рельсы. А к концу 1980-х на базе артели появилась Полх-майданская фабрика игрушек. Фабричная лаборатория разрабатывала краски и рисунки, которые утверждал художественный совет в Москве, и этим образцам следовали неукоснительно. Любое отступление – брак. Тогда полховско-майданская матрешка гремела на весь мир.
В 1929 году из мастеров-кустарей сколотили артель «Красная заря». Народный промысел начали переводить на промышленные рельсы. А к концу 1980-х на базе артели появилась Полх-майданская фабрика игрушек. Фабричная лаборатория разрабатывала краски и рисунки, которые утверждал художественный совет в Москве, и этим образцам следовали неукоснительно. Любое отступление – брак. Тогда полховско-майданская матрешка гремела на весь мир.
– На предприятии был красный уголок, где во всю стену висела карта мира. От точки Вознесенское во все концы этой карты, куда мы поставляли продукцию, были натянуты тоненькие веревочки. И это было такое солнце! – рассказывает бывший директор и главный художник фабрики Елена Горюнова.
Когда-то была найдена изюминка полховско-майданской росписи – анилиновые красители. Это цветные порошки, которые разводятся спиртом и имеют ряд неудобств. Они сильно впитываются в руки художниц, долго не смываются и со временем теряют привлекательность и выцветают. Сейчас матрешек расписывают гуашью, матовыми акриловыми красками, используют глиттер, который придает выпуклость и шероховатость рисунку. Но неизменным в росписи остается одно: алая роза.
О том, как расцвела южная красавица на фартуке среднерусской куклы, существует легенда. В войске Степана Разина одним из отрядов командовала Алёна Арзамасская. Когда восстание было подавлено, женщину захватили, обвинили в колдовстве и сожгли в этих краях. А наутро на пепелище расцвел шиповник.
Когда-то была найдена изюминка полховско-майданской росписи – анилиновые красители. Это цветные порошки, которые разводятся спиртом и имеют ряд неудобств. Они сильно впитываются в руки художниц, долго не смываются и со временем теряют привлекательность и выцветают. Сейчас матрешек расписывают гуашью, матовыми акриловыми красками, используют глиттер, который придает выпуклость и шероховатость рисунку. Но неизменным в росписи остается одно: алая роза.
О том, как расцвела южная красавица на фартуке среднерусской куклы, существует легенда. В войске Степана Разина одним из отрядов командовала Алёна Арзамасская. Когда восстание было подавлено, женщину захватили, обвинили в колдовстве и сожгли в этих краях. А наутро на пепелище расцвел шиповник.
Спасительница
К сожалению, Полх-майданская фабрика не устояла в 90-е годы, когда рушилось всё, и разорилась. Большие надежды возлагали на завод «Жемчуг», который делал продукцию для судостроения. Для его сотрудников выстроили большой микрорайон, школу, два детских сада, больницу. Предприятие стало градообразующим. Но и оно закрылось.
Для вознесенцев встал вопрос выживания. И тут помогла матрешка. Спасительницей называют ее местные жители. В те годы в администрацию Вознесенского района пришел мастер Владимир Юртов с предложением: надо поддержать наш промысел. Ему помогли поездками на выставки, где он показывал свои произведения, рассказывал о ремесле, давал мастер-классы – популяризировал полховско-майданскую роспись. Он объездил всю страну, ежегодно участвует во Всероссийской выставке «Ладья» в Москве.
С полховско-майданской росписью Вознесенский район вошел в перечень мест традиционного бытования народных художественных промыслов Нижегородской области. Каждый ее завиток определен экспертным советом. В список образцов изделий народных художественных промыслов признанного художественного достоинства вошли 94 произведения Владимира Юртова. А недавно ему присвоили звание заслуженного мастера народно-художественных промыслов.
Несмотря на то что самой популярной в России считается семеновская матрешка, вознесенцы уверены, что настоящая – полховско-майданская. Местным жителям обидно, что за границей их промысел больше известен, нежели в собственной стране и даже Нижегородской области. Недавно был создан туристический кластер «Арзамас –Дивеево – Саров», который собираются развивать нижегородские власти при поддержке федерального правительства. Поток туристов в эти края должен резко возрасти. Вознесенцы надеются со временем присоединиться к кластеру. От этих городов до них рукой подать, а посмотреть в поселке есть на что – краеведческий музей, Центр ремесел с мастер-классами и выставками и веселые народные праздники.
В музее в Вознесенском есть зал «Матрешка – русская краса», полностью посвященный этому символу района. Каких только форм и расцветок не придумали мастера для тарарушек – так ласково здесь называют деревянные игрушки. Кто-то следует традициям, а кто-то развивает свое, авторское видение старинного промысла. Есть матрешки, выполненные в стиле «обжиг» с сусальным золотом, расписанные необычными цветами и сюжетами, сказочные персонажи, даже Маша и медведь и Смешарики. Есть просто ювелирные изделия, например, 50-местная матрешка настолько тонкая, что прозрачна на просвет.
Наши токари способны на всё, восхищаются вознесенцы. Мастер Владимир Демин сделал 33 уникальные фигуры – пушкинских богатырей. Хотел попасть с ними в Книгу рекордов Гиннесса, но выполнить условие – чтобы большая кукла была двусоставная, как и маленькие, – невозможно. Поэтому богатыри заняли заслуженное место в краеведческом музее. Самый многочисленный образец в музее – 60-местная матрешка. А всего в экспозиции 1500 экспонатов.
Для вознесенцев встал вопрос выживания. И тут помогла матрешка. Спасительницей называют ее местные жители. В те годы в администрацию Вознесенского района пришел мастер Владимир Юртов с предложением: надо поддержать наш промысел. Ему помогли поездками на выставки, где он показывал свои произведения, рассказывал о ремесле, давал мастер-классы – популяризировал полховско-майданскую роспись. Он объездил всю страну, ежегодно участвует во Всероссийской выставке «Ладья» в Москве.
С полховско-майданской росписью Вознесенский район вошел в перечень мест традиционного бытования народных художественных промыслов Нижегородской области. Каждый ее завиток определен экспертным советом. В список образцов изделий народных художественных промыслов признанного художественного достоинства вошли 94 произведения Владимира Юртова. А недавно ему присвоили звание заслуженного мастера народно-художественных промыслов.
Несмотря на то что самой популярной в России считается семеновская матрешка, вознесенцы уверены, что настоящая – полховско-майданская. Местным жителям обидно, что за границей их промысел больше известен, нежели в собственной стране и даже Нижегородской области. Недавно был создан туристический кластер «Арзамас –Дивеево – Саров», который собираются развивать нижегородские власти при поддержке федерального правительства. Поток туристов в эти края должен резко возрасти. Вознесенцы надеются со временем присоединиться к кластеру. От этих городов до них рукой подать, а посмотреть в поселке есть на что – краеведческий музей, Центр ремесел с мастер-классами и выставками и веселые народные праздники.
В музее в Вознесенском есть зал «Матрешка – русская краса», полностью посвященный этому символу района. Каких только форм и расцветок не придумали мастера для тарарушек – так ласково здесь называют деревянные игрушки. Кто-то следует традициям, а кто-то развивает свое, авторское видение старинного промысла. Есть матрешки, выполненные в стиле «обжиг» с сусальным золотом, расписанные необычными цветами и сюжетами, сказочные персонажи, даже Маша и медведь и Смешарики. Есть просто ювелирные изделия, например, 50-местная матрешка настолько тонкая, что прозрачна на просвет.
Наши токари способны на всё, восхищаются вознесенцы. Мастер Владимир Демин сделал 33 уникальные фигуры – пушкинских богатырей. Хотел попасть с ними в Книгу рекордов Гиннесса, но выполнить условие – чтобы большая кукла была двусоставная, как и маленькие, – невозможно. Поэтому богатыри заняли заслуженное место в краеведческом музее. Самый многочисленный образец в музее – 60-местная матрешка. А всего в экспозиции 1500 экспонатов.
У ремесла не без промысла
Для возрождения, сохранения и развития традиционных промыслов в районе создали Центр ремесел. Здесь науку полховско-майданской росписи постигает подрастающее поколение. Сейчас в мастерских учатся 126 детей. Центр участвует в выставках, конкурсах, фестивалях, сотрудничает с соседними регионами, где развивают свои народные промыслы. В картотеке центра 90 мастеров, которые охотно передают свой опыт молодой смене.
Сейчас в Вознесенском районе процветает малый бизнес. В основном это переработка древесины, столярные цеха и, конечно, игрушки. В районе зарегистрировано 250 индивидуальных предпринимателей – мастеров полховско-майданской росписи. Местные уроженцы Алексей и Мария Лухмановы сначала продавали матрешек в Европе. А потом решили организовать на малой родине и свое производство – «Возлеспром».
Процессы, которые можно доверить машинам, здесь автоматизированы. На станках вытачивают заготовки, рисуют контур, покрывают лаком. Но роспись по-прежнему остается в человеческих руках, только они могут вдохнуть в игрушку душу.
Сейчас в Вознесенском районе процветает малый бизнес. В основном это переработка древесины, столярные цеха и, конечно, игрушки. В районе зарегистрировано 250 индивидуальных предпринимателей – мастеров полховско-майданской росписи. Местные уроженцы Алексей и Мария Лухмановы сначала продавали матрешек в Европе. А потом решили организовать на малой родине и свое производство – «Возлеспром».
Процессы, которые можно доверить машинам, здесь автоматизированы. На станках вытачивают заготовки, рисуют контур, покрывают лаком. Но роспись по-прежнему остается в человеческих руках, только они могут вдохнуть в игрушку душу.
Казалось бы, хорошо оснащенное предприятие могло лишить заработка мастеров-одиночек. Но Лухмановы считают земляков не конкурентами, а партнерами.
Новое предприятие использует другие материалы – экологически чистые краски и лаки, но колорит и стиль матрешек они сохранили, хотя и привнесли в него нечто свое. Предприниматели тоже готовятся к экспертному совету, чтобы зарегистрировать свой бренд как народно-художественный промысел.
Новое предприятие использует другие материалы – экологически чистые краски и лаки, но колорит и стиль матрешек они сохранили, хотя и привнесли в него нечто свое. Предприниматели тоже готовятся к экспертному совету, чтобы зарегистрировать свой бренд как народно-художественный промысел.
Но самое большое богатство Вознесенского района – это люди, талантливые во всём. Умеют творить руками чудеса, задорно поют – в каждом селе есть свой коллектив – и весело гуляют на народных праздниках. В прошлом году придумали отметить День матрешки. В этом году праздник хотят повторить и пригласить на него все регионы, в которых делают матрешек.
На этом фестивале родился флэшмоб. Нижегородки, влюбленные в промысел, взяли трех матрешек и увезли их путешествовать по миру. Фотографии Матрены Егоровны, Матрены Петровны и Матрены Фёдоровны на фоне мировых достопримечательностей выкладывают в соцсетях.
В Вознесенском по традиции празднуют Духов день, куда съезжаются гости даже из других регионов. Самое интересное его событие – гадание. Девушки бросают в речку Варнаву венки и смотрят: утонет – к несчастью, поплывёт – к счастью.
Вот такие – простые, добродушные, гостеприимные – люди живут в Вознесенском районе. Всегда готовы принять гостей и поделиться своим богатством – природой, песнями и полховско-майданской росписью.
На этом фестивале родился флэшмоб. Нижегородки, влюбленные в промысел, взяли трех матрешек и увезли их путешествовать по миру. Фотографии Матрены Егоровны, Матрены Петровны и Матрены Фёдоровны на фоне мировых достопримечательностей выкладывают в соцсетях.
В Вознесенском по традиции празднуют Духов день, куда съезжаются гости даже из других регионов. Самое интересное его событие – гадание. Девушки бросают в речку Варнаву венки и смотрят: утонет – к несчастью, поплывёт – к счастью.
Вот такие – простые, добродушные, гостеприимные – люди живут в Вознесенском районе. Всегда готовы принять гостей и поделиться своим богатством – природой, песнями и полховско-майданской росписью.