Вознесенский район
Герб Вознесенского муниципального района Нижегородской области представляет собой щит, пересеченный по диагонали двумя лазоревыми линиями на серебряный, золотой, зеленый и лазоревый цвета.
На серебряном поле изображен идущий червленый олень.
В золотой части щита – хвойный и лиственный лес, в зелени – матрешка, выполненная в стиле полховско-майданской росписи.
Дело делу учит
Владимир ШМАКОВ,
глава администрации Вознесенского муниципального
района Нижегородской области
Всё, чем гордятся жители Вознесенского района, изображено на его гербе:
густые леса, водные просторы, олень как символ принадлежности к Нижегородской области и матрешка. Здесь родилась уникальная полховско-майданская роспись, традиции промысла местные жители берегут и развивают, ремесло передают от отца к сыну, от матери к дочери.


Промысел берет начало на речке Полховке. Сюда, на мордовские земли, в 1667 году после подавления восстания Степана Разина сослали донских казаков за участие в крестьянской войне. Они назвали село Майдан – казачий круг. Земли в этих местах были скудными. Переселенцам пришлось искать, чем прокормить себя. По преданию, промысел они переняли у монахов Саровского монастыря. До 1961 года, когда в село пришло электричество, токарный станок приводили в действие вручную, вращая огромное колесо диаметром больше двух метров.
Индустриальное прошлое
Но у Вознесенского района есть и индустриальное прошлое. В селе Кудиново – так тогда назывался районный центр – братья-промышленники Андрей и Иван Баташевы построили железоделательный завод. Он дал имя и самому селу. А когда в 1779 году была построена церковь Вознесения Господня, которая до сих пор украшает поселок, его переименовали в Вознесенское. Завод закрылся еще до революции. Спустя 100 лет о нем уже ничего не напоминает. Только пруд, на берегу которого стояла усадьба братьев, местные жители по-прежнему называют Баташевским.

В 1929 году из мастеров-кустарей сколотили артель «Красная заря». Народный промысел начали переводить на промышленные рельсы. А к концу 1980-х на базе артели появилась Полх-майданская фабрика игрушек. Фабричная лаборатория разрабатывала краски и рисунки, которые утверждал художественный совет в Москве, и этим образцам следовали неукоснительно. Любое отступление – брак. Тогда полховско-майданская матрешка гремела на весь мир.
– На предприятии был красный уголок, где во всю стену висела карта мира. От точки Вознесенское во все концы этой карты, куда мы поставляли продукцию, были натянуты тоненькие веревочки. И это было такое солнце! – рассказывает бывший директор и главный художник фабрики Елена Горюнова.

Когда-то была найдена изюминка полховско-майданской росписи – анилиновые красители. Это цветные порошки, которые разводятся спиртом и имеют ряд неудобств. Они сильно впитываются в руки художниц, долго не смываются и со временем теряют привлекательность и выцветают. Сейчас матрешек расписывают гуашью, матовыми акриловыми красками, используют глиттер, который придает выпуклость и шероховатость рисунку. Но неизменным в росписи остается одно: алая роза.

О том, как расцвела южная красавица на фартуке среднерусской куклы, существует легенда. В войске Степана Разина одним из отрядов командовала Алёна Арзамасская. Когда восстание было подавлено, женщину захватили, обвинили в колдовстве и сожгли в этих краях. А наутро на пепелище расцвел шиповник.
Спасительница
К сожалению, Полх-майданская фабрика не устояла в 90-е годы, когда рушилось всё, и разорилась. Большие надежды возлагали на завод «Жемчуг», который делал продукцию для судостроения. Для его сотрудников выстроили большой микрорайон, школу, два детских сада, больницу. Предприятие стало градообразующим. Но и оно закрылось.

Для вознесенцев встал вопрос выживания. И тут помогла матрешка. Спасительницей называют ее местные жители. В те годы в администрацию Вознесенского района пришел мастер Владимир Юртов с предложением: надо поддержать наш промысел. Ему помогли поездками на выставки, где он показывал свои произведения, рассказывал о ремесле, давал мастер-классы – популяризировал полховско-майданскую роспись. Он объездил всю страну, ежегодно участвует во Всероссийской выставке «Ладья» в Москве.

С полховско-майданской росписью Вознесенский район вошел в перечень мест традиционного бытования народных художественных промыслов Нижегородской области. Каждый ее завиток определен экспертным советом. В список образцов изделий народных художественных промыслов признанного художественного достоинства вошли 94 произведения Владимира Юртова. А недавно ему присвоили звание заслуженного мастера народно-художественных промыслов.

Несмотря на то что самой популярной в России считается семеновская матрешка, вознесенцы уверены, что настоящая – полховско-майданская. Местным жителям обидно, что за границей их промысел больше известен, нежели в собственной стране и даже Нижегородской области. Недавно был создан туристический кластер «Арзамас –Дивеево – Саров», который собираются развивать нижегородские власти при поддержке федерального правительства. Поток туристов в эти края должен резко возрасти. Вознесенцы надеются со временем присоединиться к кластеру. От этих городов до них рукой подать, а посмотреть в поселке есть на что – краеведческий музей, Центр ремесел с мастер-классами и выставками и веселые народные праздники.

В музее в Вознесенском есть зал «Матрешка – русская краса», полностью посвященный этому символу района. Каких только форм и расцветок не придумали мастера для тарарушек – так ласково здесь называют деревянные игрушки. Кто-то следует традициям, а кто-то развивает свое, авторское видение старинного промысла. Есть матрешки, выполненные в стиле «обжиг» с сусальным золотом, расписанные необычными цветами и сюжетами, сказочные персонажи, даже Маша и медведь и Смешарики. Есть просто ювелирные изделия, например, 50-местная матрешка настолько тонкая, что прозрачна на просвет.

Наши токари способны на всё, восхищаются вознесенцы. Мастер Владимир Демин сделал 33 уникальные фигуры – пушкинских богатырей. Хотел попасть с ними в Книгу рекордов Гиннесса, но выполнить условие – чтобы большая кукла была двусоставная, как и маленькие, – невозможно. Поэтому богатыри заняли заслуженное место в краеведческом музее. Самый многочисленный образец в музее – 60-местная матрешка. А всего в экспозиции 1500 экспонатов.
У ремесла не без промысла
Для возрождения, сохранения и развития традиционных промыслов в районе создали Центр ремесел. Здесь науку полховско-майданской росписи постигает подрастающее поколение. Сейчас в мастерских учатся 126 детей. Центр участвует в выставках, конкурсах, фестивалях, сотрудничает с соседними регионами, где развивают свои народные промыслы. В картотеке центра 90 мастеров, которые охотно передают свой опыт молодой смене.

Сейчас в Вознесенском районе процветает малый бизнес. В основном это переработка древесины, столярные цеха и, конечно, игрушки. В районе зарегистрировано 250 индивидуальных предпринимателей – мастеров полховско-майданской росписи. Местные уроженцы Алексей и Мария Лухмановы сначала продавали матрешек в Европе. А потом решили организовать на малой родине и свое производство – «Возлеспром».

Процессы, которые можно доверить машинам, здесь автоматизированы. На станках вытачивают заготовки, рисуют контур, покрывают лаком. Но роспись по-прежнему остается в человеческих руках, только они могут вдохнуть в игрушку душу.

Казалось бы, хорошо оснащенное предприятие могло лишить заработка мастеров-одиночек. Но Лухмановы считают земляков не конкурентами, а партнерами.

Новое предприятие использует другие материалы – экологически чистые краски и лаки, но колорит и стиль матрешек они сохранили, хотя и привнесли в него нечто свое. Предприниматели тоже готовятся к экспертному совету, чтобы зарегистрировать свой бренд как народно-художественный промысел.
Но самое большое богатство Вознесенского района – это люди, талантливые во всём. Умеют творить руками чудеса, задорно поют – в каждом селе есть свой коллектив – и весело гуляют на народных праздниках. В прошлом году придумали отметить День матрешки. В этом году праздник хотят повторить и пригласить на него все регионы, в которых делают матрешек.

На этом фестивале родился флэшмоб. Нижегородки, влюбленные в промысел, взяли трех матрешек и увезли их путешествовать по миру. Фотографии Матрены Егоровны, Матрены Петровны и Матрены Фёдоровны на фоне мировых достопримечательностей выкладывают в соцсетях.

В Вознесенском по традиции празднуют Духов день, куда съезжаются гости даже из других регионов. Самое интересное его событие – гадание. Девушки бросают в речку Варнаву венки и смотрят: утонет – к несчастью, поплывёт – к счастью.

Вот такие – простые, добродушные, гостеприимные – люди живут в Вознесенском районе. Всегда готовы принять гостей и поделиться своим богатством – природой, песнями и полховско-майданской росписью.