Пора изучать настоящее

– Денис Олегович, готовясь к нашей беседе, штудировала интернет, и нашла очень немного серьезных текстов о семёновской росписи. В основном – вольные пересказы каких-то полулегенд. Отчего это?



















– Оттого, что семёновская роспись, как ни удивительно, недостаточно изучена. Мало серьезных исследовательских публикаций в научных журналах, где тексты проходят рецензирование, фактически экспертизу. Попробуйте найти в интернете сколь-нибудь достоверную информацию о матрёшке – не только о семёновской, но и о полхов-майданской или, тем более, мериновской! Более того, имеются псевдонаучные попытки «объединить» семёновскую матрёшку с полхов-майданской в некую, абстрактную, необоснованно атрибутированную территориально «нижегородскую». Это нечестно и просто некорректно, в угоду спекулятивной концепции «отбирать» историю у вознесенской – полхов-майданской матрёшки. У нее свой путь, своя эволюция, свой стиль – и ее столетие мы еще отметим тридцать лет спустя! (смеется)

Тем не менее, ориентиры есть, Например, книга Натальи Квач, посвященная кустарной игрушке, в том числе и семёновской матрёшке. Есть несколько достойных внимания советских источников. Но обстоятельного, полного анализа техники с детальным описанием приемов, логики формирования промысла, дифференциации по периодам – нет. Никто не занимался этим вопросом должным образом. Даже в профильных образовательных учреждениях, где изучают декоративно-прикладное искусство, о семёновской матрёшке практически ничего не говорится.

– Чем же объяснить отсутствие внятной искусствоведческой рефлексии?

– Возможно, тем, что промысел банально молод – по меркам народного творчества вообще и в сравнении с иными именитыми промыслами, такими, как, например, хохломская роспись.

Еще одна причина в том, что матрёшечное направление формировалось не как особая ветвь высокого творчества, но как массовый рыночный продукт. Изначально, и прежде всего, Семенов обеспечивал, считай, всю Россию, деревянной посудой и ложками, которые изготавливались миллионами. А игрушки на продажу крестьяне точили в свободное от основной промысловой работы время. В 1922 году попала сюда и матрёшка, оформили ее по-своему, сделали цветной, нарядной. Родилась узнаваемая игрушка для детей – вещь, всегда нужная и востребованная.



















То есть, с одной стороны, абсолютно утилитарный продукт. Но, с другой стороны, характерные форма и украшения, особенная роспись со временем сложились в традицию. При Советском Союзе появилось художественное училище, где это изучалось и систематизировалось. Воспитывались кадры, рос уровень мастерства.

К семидесятым годам прошлого века стиль семёновской росписи – живой, динамично развивающийся – достигает особой чистоты: выверенная цветовая гамма, четкие базовые приемы, завершенная гармоничная композиция. Это результат большого, целенаправленного труда. И закономерно возникает вопрос: возможно ли отнести семёновскую матрёшку уже в разряд искусства – народного искусства? Заслуживает ли она внимания искусствоведа?

За сто лет назрела необходимость серьезного, глубокого анализа. Я уверен, что доказать права матрёшки можно и нужно. Тут материала не на одну диссертацию.

Столетие семёновской матрёшки – это шанс, повод для получения и извне, и изнутри нового импульса к осмыслению и новому витку развития промысла, уже в статусе признанного художественного явления. Запланированы различные масштабные события, среди них – мультикультурный фестиваль, международные научные конференции и форумы.

Мероприятия, посвященные матрёшке и ее истории, охватят многих, от ветеранов до школьников.


Не все матрёшки одинаково полезны

– С какими еще вопросами пришла семёновская матрёшка к новому веку?

– Помимо необходимости определиться со статусом важно также сохранить имя. И соответствующее ему качество. Семёновская матрёшка – это жанр и стиль, родившийся и разработанный в стенах предприятия, носящего сейчас название «Семёновская роспись».

В течение десятилетий, работая по образцу и оттачивая канон, время от времени мастера добавляли какую-либо деталь: цветочек, поворот рук, улыбку, что-то из этого приживалось и шло дальше. Семёновский стиль на данный момент характерен как раз своим коллективным творчеством, взаимодействием работников внутри фабрики, и он передается комплексно внутри предприятия от поколения к поколению, обогащаясь и развиваясь. Однако при этом предприятие не имеет никаких авторских прав.


















В итоге страдает покупатель. Ведь с целью минимизировать затраты недобросовестный производитель, бывает, нанимает сотрудников «по-серому», использует в производстве более дешевые материалы – лак, краски - возможно вредные. А сертификация нашей продукции сугубо добровольная. Поэтому частник, сэкономивший на материалах и, соответственно, не проходящий процедуру сертификации, может выставить свой продукт по цене ниже сертифицированных матрёшек «Семёновской росписи».

Конечно, это затрудняет развитие добросовестно работающих предприятий народных промыслов, где все работники трудоустроены официально и где гарантированы качество и безопасность каждого изделия, которое дети, естественно, будут не только брать в руки, но и настойчиво пробовать на зуб.

– И сильно вас теснят конкуренты?

– Влияние других производителей ощущается. Но мы успешно держимся на рынке благодаря верно выстроенной маркетинговой политике: примерно 80% нашей продукции уходит на экспорт. А вот в России, на родине матрёшки, ее репутацию портят «экономные» предприниматели, затрудняющие путь в рынок честному отечественному предприятию.


Это интересно

Сто лет – срок незначительный в масштабах народных традиций. Однако за это время кукла-матрёшка, родившаяся в глубинах народного творчества, уверенно встала в ряд фольклорных персонажей, вдохновляющих профессионалов и любителей.

Матрёшкам посвящены песни, пьесы и музыкальные сочинения крупной формы в неофольклорном стиле.

Поставлено немало выразительных танцев с главными персонажами–задорными матрёшками, причем образ матрёшки вдохновил хореографов на особые па: развевающиеся цветастые сарафаны кружащихся танцовщиц создают иллюзию характерных объемов традиционной куклы.

В 2019 году увидел свет популярный американский сериал «Матрёшка» (Russian Doll).

Разработана мобильная онлайн-игра МАТРЕШКА RP.

Ветеранами «Семёновской росписи» созданы многочисленные стихи и песни, посвященные предприятию и самой матрешке. Эти материалы планируются к изданию.

Что до суеверий и примет – матрёшка давно стала считаться своего рода оберегом на счастье и здоровье потомства. Куклу, символизирующую многодетную мамочку с младенчиком внутри, дарят с пожеланием пополнения в семье.


От первого лица

Денис Коротков:

– Мое личное знакомство с матрёшкой началось с глубокого детства. Я родился и вырос в Семёнове – городе, где в каждом доме, в каждой семье есть матрёшки. И у нас дома они, конечно же, имелись, и это были наши с братом первые игрушки.

Школьником продолжил знакомство с матрёшкой уже в другом ключе. Как и многие мои друзья, в каникулы устраивался на «Семёновскую роспись», чтобы заработать немного карманных денег. Сначала мы выполняли какие-то совсем несложные операции – прибивали гвоздики, раскрашивали детальки. Когда стали постарше, вставали на распиловку, а самые одаренные допускались уже и к токарному станку…

Кто-то пошел с матрёшкой еще дальше и связал с ней жизнь.


А вы знали?

Поначалу семёновская матрёшка имела довольно-таки серьезное выражение лица – с неулыбчивой линией рта и строгими бровями. Вероятно, то была дань историческим реалиям: Семёнов являлся центром керженского старообрядчества.

Массово «заулыбались» семёновские куколки к шестидесятым годам прошлого века.
- Каждую матрёшку делают одновременно и из сухой и из влажной древесины.

Из сухого сырья вытачивают, или, как говорят мастера НХП, точат нижнюю часть матрешки. Верхняя часть чуть большая по диаметру изготавливается из влажной древесины, ее надевают на нижнюю половинку. Высохнув верхушка матрёшки обхватывает низ в крепкий замок.
Улыбчивая, яркая, с букетом цветов в руках, знаменитая на весь мир семёновская матрёшка так и излучает жизнерадостность. Непонятно даже, чего бы ей еще пожелать на юбилей для полного счастья! Но, как оказывается, простор для пожеланий имеется.

Наш собеседник – член Союза художников России, креативный директор ООО «ТД Семёновская роспись» Денис Коротков.
МАТРЁШКА
ВПЕЧАТЛЕНИЙ
ПОЛНОЕ СОБРАНИЕ
Семёновских матрёшек изготавливают все, кому захочется, и мы, предприятие то есть, законодательно никак не защищены. Законодательная база в части промыслов сильно устарела. Минпромторг предпринимает попытки внести изменения: по сути, подготовлен новый закон по народным промыслам, нацеленный на решение остро актуальных вопросов. Пока он не принят, деятельность фабрик – добросовестных производителей, дорожащих своим именем, – продолжает оставаться без защиты.
- Хронологически матрёшечный промысел возникал так. Первыми ее стали расписывать мастера в Сергиевом Посаде, потом появилась Мериновская матрёшка, за ней – Семёновская. Следующим местом рождения промысла стала Вятка. Последней возникла Полхов-Майданская роспись матрёшек.
- В центре лица матрёшки есть чуть заметный след иглы – это еще одно подтверждение ручной работы. Чтобы нарисовать круглое личико мастерицы используют циркуль – «козью ножку». Только вместе грифеля вставляют капсулу с тушью.
полное собрание впечатлений
Улыбчивая, яркая, с букетом цветов в руках, знаменитая на весь мир семёновская матрёшка так и излучает жизнерадостность. Непонятно даже, чего бы ей еще пожелать на юбилей для полного счастья! Но, как оказывается, простор для пожеланий имеется.

Наш собеседник – член Союза художников России, креативный директор ООО «ТД Семёновская роспись» Денис Коротков.
Пора изучать настоящее
– Денис Олегович, готовясь к нашей беседе, штудировала интернет, и нашла очень немного серьезных текстов о семёновской росписи. В основном – вольные пересказы каких-то полулегенд. Отчего это?
– Оттого, что семёновская роспись, как ни удивительно, недостаточно изучена. Мало серьезных исследовательских публикаций в научных журналах, где тексты проходят рецензирование, фактически экспертизу. Попробуйте найти в интернете сколь-нибудь достоверную информацию о матрёшке – не только о семёновской, но и о полхов-майданской или, тем более, мериновской! Более того, имеются псевдонаучные попытки «объединить» семёновскую матрёшку с полхов-майданской в некую, абстрактную, необоснованно атрибутированную территориально «нижегородскую». Это нечестно и просто некорректно, в угоду спекулятивной концепции «отбирать» историю у вознесенской – полхов-майданской матрёшки. У нее свой путь, своя эволюция, свой стиль – и ее столетие мы еще отметим тридцать лет спустя! (смеется)
- Хронологически матрёшечный промысел возникал так. Первыми ее стали расписывать мастера в Сергиевом Посаде, потом появилась Мериновская матрёшка, за ней – Семёновская. Следующим местом рождения промысла стала Вятка. Последней возникла Полхов-Майданская роспись матрёшек.
Тем не менее, ориентиры есть, Например, книга Натальи Квач, посвященная кустарной игрушке, в том числе и семёновской матрёшке. Есть несколько достойных внимания советских источников. Но обстоятельного, полного анализа техники с детальным описанием приемов, логики формирования промысла, дифференциации по периодам – нет. Никто не занимался этим вопросом должным образом. Даже в профильных образовательных учреждениях, где изучают декоративно-прикладное искусство, о семёновской матрёшке практически ничего не говорится.

– Чем же объяснить отсутствие внятной искусствоведческой рефлексии?

– Возможно, тем, что промысел банально молод – по меркам народного творчества вообще и в сравнении с иными именитыми промыслами, такими, как, например, хохломская роспись.

Еще одна причина в том, что матрёшечное направление формировалось не как особая ветвь высокого творчества, но как массовый рыночный продукт. Изначально, и прежде всего, Семенов обеспечивал, считай, всю Россию, деревянной посудой и ложками, которые изготавливались миллионами. А игрушки на продажу крестьяне точили в свободное от основной промысловой работы время. В 1922 году попала сюда и матрёшка, оформили ее по-своему, сделали цветной, нарядной. Родилась узнаваемая игрушка для детей – вещь, всегда нужная и востребованная.
То есть, с одной стороны, абсолютно утилитарный продукт. Но, с другой стороны, характерные форма и украшения, особенная роспись со временем сложились в традицию. При Советском Союзе появилось художественное училище, где это изучалось и систематизировалось. Воспитывались кадры, рос уровень мастерства.

К семидесятым годам прошлого века стиль семёновской росписи – живой, динамично развивающийся – достигает особой чистоты: выверенная цветовая гамма, четкие базовые приемы, завершенная гармоничная композиция. Это результат большого, целенаправленного труда. И закономерно возникает вопрос: возможно ли отнести семёновскую матрёшку уже в разряд искусства – народного искусства? Заслуживает ли она внимания искусствоведа?

За сто лет назрела необходимость серьезного, глубокого анализа. Я уверен, что доказать права матрёшки можно и нужно. Тут материала не на одну диссертацию.
- Каждую матрёшку делают одновременно и из сухой и из влажной древесины.

Из сухого сырья вытачивают, или, как говорят мастера НХП, точат нижнюю часть матрешки. Верхняя часть чуть большая по диаметру изготавливается из влажной древесины, ее надевают на нижнюю половинку. Высохнув верхушка матрёшки обхватывает низ в крепкий замок.
Столетие семёновской матрёшки – это шанс, повод для получения и извне, и изнутри нового импульса к осмыслению и новому витку развития промысла, уже в статусе признанного художественного явления. Запланированы различные масштабные события, среди них – мультикультурный фестиваль, международные научные конференции и форумы.

Мероприятия, посвященные матрёшке и ее истории, охватят многих, от ветеранов до школьников.


Не все матрёшки одинаково полезны

– С какими еще вопросами пришла семёновская матрёшка к новому веку?

– Помимо необходимости определиться со статусом важно также сохранить имя. И соответствующее ему качество. Семёновская матрёшка – это жанр и стиль, родившийся и разработанный в стенах предприятия, носящего сейчас название «Семёновская роспись».

В течение десятилетий, работая по образцу и оттачивая канон, время от времени мастера добавляли какую-либо деталь: цветочек, поворот рук, улыбку, что-то из этого приживалось и шло дальше. Семёновский стиль на данный момент характерен как раз своим коллективным творчеством, взаимодействием работников внутри фабрики, и он передается комплексно внутри предприятия от поколения к поколению, обогащаясь и развиваясь. Однако при этом предприятие не имеет никаких авторских прав.
Семёновских матрёшек изготавливают все, кому захочется, и мы, предприятие то есть, законодательно никак не защищены. Законодательная база в части промыслов сильно устарела. Минпромторг предпринимает попытки внести изменения: по сути, подготовлен новый закон по народным промыслам, нацеленный на решение остро актуальных вопросов. Пока он не принят, деятельность фабрик – добросовестных производителей, дорожащих своим именем, – продолжает оставаться без защиты.
В итоге страдает покупатель. Ведь с целью минимизировать затраты недобросовестный производитель, бывает, нанимает сотрудников «по-серому», использует в производстве более дешевые материалы – лак, краски - возможно вредные. А сертификация нашей продукции сугубо добровольная. Поэтому частник, сэкономивший на материалах и, соответственно, не проходящий процедуру сертификации, может выставить свой продукт по цене ниже сертифицированных матрёшек «Семёновской росписи».
- В центре лица матрёшки есть чуть заметный след иглы – это еще одно подтверждение ручной работы. Чтобы нарисовать круглое личико мастерицы используют циркуль – «козью ножку». Только вместе грифеля вставляют капсулу с тушью.
Конечно, это затрудняет развитие добросовестно работающих предприятий народных промыслов, где все работники трудоустроены официально и где гарантированы качество и безопасность каждого изделия, которое дети, естественно, будут не только брать в руки, но и настойчиво пробовать на зуб.

– И сильно вас теснят конкуренты?

– Влияние других производителей ощущается. Но мы успешно держимся на рынке благодаря верно выстроенной маркетинговой политике: примерно 80% нашей продукции уходит на экспорт. А вот в России, на родине матрёшки, ее репутацию портят «экономные» предприниматели, затрудняющие путь в рынок честному отечественному предприятию.


Это интересно

Сто лет – срок незначительный в масштабах народных традиций. Однако за это время кукла-матрёшка, родившаяся в глубинах народного творчества, уверенно встала в ряд фольклорных персонажей, вдохновляющих профессионалов и любителей.

Матрёшкам посвящены песни, пьесы и музыкальные сочинения крупной формы в неофольклорном стиле.

Поставлено немало выразительных танцев с главными персонажами–задорными матрёшками, причем образ матрёшки вдохновил хореографов на особые па: развевающиеся цветастые сарафаны кружащихся танцовщиц создают иллюзию характерных объемов традиционной куклы.

В 2019 году увидел свет популярный американский сериал «Матрёшка» (Russian Doll).

Разработана мобильная онлайн-игра МАТРЕШКА RP.

Ветеранами «Семёновской росписи» созданы многочисленные стихи и песни, посвященные предприятию и самой матрешке. Эти материалы планируются к изданию.

Что до суеверий и примет – матрёшка давно стала считаться своего рода оберегом на счастье и здоровье потомства. Куклу, символизирующую многодетную мамочку с младенчиком внутри, дарят с пожеланием пополнения в семье.


От первого лица

Денис Коротков:

– Мое личное знакомство с матрёшкой началось с глубокого детства. Я родился и вырос в Семёнове – городе, где в каждом доме, в каждой семье есть матрёшки. И у нас дома они, конечно же, имелись, и это были наши с братом первые игрушки.

Школьником продолжил знакомство с матрёшкой уже в другом ключе. Как и многие мои друзья, в каникулы устраивался на «Семёновскую роспись», чтобы заработать немного карманных денег. Сначала мы выполняли какие-то совсем несложные операции – прибивали гвоздики, раскрашивали детальки. Когда стали постарше, вставали на распиловку, а самые одаренные допускались уже и к токарному станку…

Кто-то пошел с матрёшкой еще дальше и связал с ней жизнь.


А вы знали?

Поначалу семёновская матрёшка имела довольно-таки серьезное выражение лица – с неулыбчивой линией рта и строгими бровями. Вероятно, то была дань историческим реалиям: Семёнов являлся центром керженского старообрядчества.

Массово «заулыбались» семёновские куколки к шестидесятым годам прошлого века.