Нижний Новгород рискует остаться без причала на время ЧМ-2018
Считаные месяцы остаются до исторического момента, когда с Нижневолжской набережной в Нижнем Новгороде должен исчезнуть пресловутый синий забор, но оказывается, до сих пор нет ясности, вернётся ли к этой территории, в канун чемпионата мира по футболу, статус речных ворот города. Представители компаний, занимающихся речными круизами, пытаются добиться ответа от чиновников: будут ли здесь швартоваться теплоходы?
Ни слова о пассажирах
Ещё в мае прошлого года ветераны Волжского речного пароходства направили письмо в городскую Думу Нижнего Новгорода. В нём по поводу проекта благоустройства набережной говорилось: «Почему-то за красивыми словами и рисунками, которые обсуждались градоустроителями, совсем забыто было самое главное: набережная – это не только зона отдыха и прогулок, это прежде всего причальная стенка. Очень много говорилось о гостях городах, которые будут приходить на набережную. Но не лишне напомнить, что основные гости к нам испокон веку прибывали речным путём». В письме указывалось, что именно для обслуживания пассажиров в проекте благоустройства территории «ничего не предусматривается», и это «крайне неправильно». С ветеранами встретился председатель комиссии по развитию города, строительству и архитектуре городской Думы Нижнего Новгорода Андрей Дранишников. Он заверил, что в период навигации это будет и причал, и комфортное городское пространство. Напомним, по проекту набережная должна быть трёхуровневой, со смотровыми площадками, пешеходными и велосипедными дорожками, цветниками, деревьями, скамейками.
Однако в эти дни проблема, на которую указали ветераны флота, зазвучала с новой силой. До начала навигации времени остаётся совсем мало – она должна открыться 22 апреля. Так куда же будут прибывать теплоходы с туристами?
– На сегодня есть заключение экспертизы, согласно которому швартоваться у причальной стенки могут только маломерные суда. Попросту говоря, рыбак на резиновой лодке – сможет, но не теплоходы, – пояснил генеральный директор туристической компании «Гама» Дмитрий Галкин. – Есть два участка, которые нужно привести в порядок: там обнаружены нарушения анкерных соединений, бетон надо смотреть. Но если провести определённые мероприятия, причал для швартовки теплоходов использоваться может. И в городском департаменте строительства говорят, что за февраль-март успеют всё сделать.
Кто платит?
Однако где взять денег на эти работы, а также на проведение ещё одной экспертизы, чтобы получить заключение о возможности швартовки теплоходов, неясно.
– Кроме того, нужны какие-то площадки, чтобы туристы с теплоходов могли сойти, то есть от той красоты, которая представлена в проекте благоустройства, надо что-то урезать, – продолжает Дмитрий Галкин. – Но как это теперь сделать?..
Руководитель туристической компании подчеркнул, что «караул» из-за такой ситуации в туриндустрии не кричат: есть «пожарный» вариант – причалы в районе Чкаловской лестницы. Но сойти с трапа на удобной благоустроенной набережной для туристов, конечно, предпочтительнее.
– Как театр начинается с вешалки, так и город – с вокзала. Аэропорт сделали, железнодорожный вокзал строится. А что же с речным портом? И это прямо-таки кричащий вопрос, – комментирует ситуацию уполномоченный по делам предпринимателей Нижегородской области Павел Солодкий. – Для предпринимателей тоже важна ясность: какие здесь будут потоки туристов и будут ли, что можно будет, чего нельзя. В преддверии чемпионата мира по футболу у нижегородских предпринимателей вообще сложный период. Только сейчас в городской администрации начали озвучивать требования к работе в дни чемпионата: и организовать раздельный сбор мусора надо, и прививки сотрудникам сделать. Вообще этот разговор, конечно, должен был начаться ещё в августе…
По словам руководителя проекта «Рождественская сторона» Александра Серикова, в прошлом году Нижний Новгород посетили 210 тысяч туристов, путешествовавших по реке. Считается, что каждый турист оставляет в городе в среднем 2000 рублей.
– И если вопрос с причалом не решить, то где же будет то гостеприимство, которое должно побудить туристов снова приехать в Нижний Новгород? – рассуждает Александр Сериков. – А разговоры о том, что городу нужны туристы, мы слышим постоянно.
Однако, по мнению Дмитрия Галкина, если вопросы обустройства и содержания причальной стенки власть предложит решить бизнесу за свой счёт, то предприниматели, чтобы окупить затраты, вынуждены будут увеличить стоимость швартовки, что, в свою очередь, отразится на цене круизов, и туристов явно не прибавится. Такой вариант Галкин назвал «кривым». Но подчеркнул, что диалог в городской администрации после смены руководства по этой теме установился, проводятся совещания, и время, чтобы решить вопрос, пока ещё есть…