19-летний нижегородец рассказал, как работал волонтером в затопленной Иркутской области
Газета "Нижегородская правда" №62 от 31.07.2019
Подписка на газету«Это было потрясение. Знал, что там тяжёлое положение, что будет трудно, но чтобы настолько… Мы делали всё что могли». Это 19-летний житель Арзамаса Валерий Школин вспоминает о своей поездке в тонущий Тулун. В числе шести добровольцев от нашего региона он помогал жителям Иркутской области справляться с последствиями страшного наводнения.
Позвали сильных
Наш герой окончил техникум строительства и предпринимательства. Он – член Молодёжной палаты при городской Думе Арзамаса.
«Как могу стараюсь принимать участие в жизни города, не быть равнодушным», – скромничает Валерий. – «Может, поэтому мне из «Молодой гвардии» и позвонили. Сказали, что надо поехать в Тулун и помочь жителям, попавшим в беду».
На размышление было всего несколько часов. Самые близкие люди – бабушка и дедушка.
«Ты взрослый человек», – сказали они внуку. – «Решай сам».
И Валерий решил.
«Предупредили, что надо взять тёплую одежду – по ночам там холодно», – продолжает волонтёр. – «Быстро собрал сумку. Надел новые кроссовки, новые спортивные штаны… Я и представить не мог, во что всё это превратится в первый же день работы».
Парень признаётся, что надеялся на свою хорошую физическую форму, – он часто ходит в спортзал, «железо» поднимает. Никто и не скрывал, что нужны физически крепкие ребята.
«Я знаю, что были желающие поехать добровольцами и среди девушек. Но их не взяли», – говорит Школин.
Валерий признаётся: когда люди говорили простое «спасибо», это было бесценно.
Стоп, эмоции
В тот же день арзамасский волонтёр уехал в Москву. Потом – четыре дня на поезде до Иркутской области. Признаётся, что всё это время внутренне готовился к тому, что предстоит. Но всё равно оказался не готов к тем масштабам бедствия, что увидел.
«Это был шок», – говорит арзамасец. – «Затопленные руины домов, плавающие доски, грязь, заплаканные лица… Но с этим ощущением быстро справляешься. Точнее, просто запрещаешь себе эмоции, потому что надо действовать».
Валера говорит, что даже толком не помнит названия улиц в том квадрате, где работал. Точнее, того, что когда-то было улицами… Не до этого было. Едва разместившись в местном техникуме (где первое, что увидел арзамасец, были человек 40 волонтёров, спавших после изнурительного дня на полу), вновь прибывшие добровольцы взялись за дело.
«Со всей страны люди приехали», – рассказывает Валера. – «В группе, где я работал, были ребята из Москвы, Московской области, Новосибирска. Задачу нам поставили просто: помогайте людям чем можете, делайте всё, о чём попросят».
Но как же непросто оказалось её выполнять!
«Я не только о физических нагрузках, хотя, признаюсь, было тяжело», – объясняет доброволец. – «Честно говоря, сейчас даже не знаю, как я поднимал такие тяжести, что там пришлось, – разбухшую от воды мебель, пропитавшиеся влагой матрацы, каждый из которых весил килограммов по сто, коробки с гуманитарной помощью – они и так очень тяжёлыми были, а мы, чтобы побыстрее, ещё старались по две брать. Просто там ты в экстремальных условиях. Берёшь и делаешь, потому что надо. Но в большей степени было тяжело психологически».
Трудное молчание
Валерий признаётся, что ему особенно запомнились несколько эпизодов.
«Пришли к бабушке», – рассказывает парень. – «Она сидит на том месте, где было её жильё. Дом полностью унесло водой. Спрашиваем: «Чем вам помочь?» А она тихо отвечает: «Мне ничего не нужно». Настаиваем: «Может, вам поесть принести? Может, попить?» Она молча смотрит в землю и не двигается. Вот это тяжело было…»
Людям пожилого возраста было особенно тяжело – стихия разрушила места, с которыми связана вся жизнь.
«У пенсионера дом затопило, было ясно: к проживанию он больше не пригоден», – вспоминает Валера. – «Предлагаем помощь: мебель вынести или что-то ещё. А дедушка: «Сынки, вы мне только альбом найдите, альбом с фотографиями!» Говорим: «Документы надо искать». А он: «Альбом! Сначала альбом!» Понял, что мы должны просто наизнанку вывернуться, но найти ему эту дорогую вещь. В воде, в грязи всё-таки отыскали… Вынесли на солнце, чтобы просушить. Радость, которую увидели на лице пенсионера, дорогого стоит».
Волонтёры работали с риском для здоровья и, по словам Валерия, нередкими были травмы – наступали на доски с гвоздями, которые валялись повсюду.
Работали с 7 часов утра до ночи – разбирали завалы, а потом, положив гвоздодёры, пассатижи и другой инструмент, мгновенно засыпали в спальных мешках. И так 10 дней…
«Получил бесценный опыт работы в экстремальной ситуации: трудностями меня теперь не напугаешь», – говорит Валерий. – «Но главное, мне приятно думать, что хоть чем-то помог…»
Волонтерское движение также поддерживает петербуржец Евгений Кутузов, который решил дойти пешком до Индии, чтобы собрать деньги на сложную операцию для петербургского подростка с диагнозом ДЦП.