9 мая 1945 года газета «Горьковская коммуна» вышла с текстами Акта о военной капитуляции и Указа Президиума Верховного Совета СССР «Об объявлении 9 мая праздником Победы». Этот день был объявлен нерабочим (с разъяснением: нерабочим - в 1945 году). Всем советским госучреждениям было предложено поднять на своих зданиях Государственный Флаг СССР. Газета сообщала, что накануне, 8 мая, в Москве трижды давали салют: в 20.00, 21.00 и 23.00.
В тот же день был подписан Указ Президиума Верховного Совета СССР об учреждении медали «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». Его текст вместе с Положением о новой награде и её описанием также опубликовала «Горьковская коммуна».
Газета рассказала, что сообщение по радио о безоговорочной капитуляции Германии, прозвучавшее в 2 часа 10 минут, слушали рабочие ночной смены на всех заводах. На «Красном Сормове» победная весть «вихрем ворвалась во все цеха, к мартенам, прокатным станам, в большие пролёты механических цехов». В 8 часов утра на митинг собралось больше тысячи человек.
«Невиданное ликование» было на заводе имени Сталина (известном нам как машиностроительный). «Всюду возгласы: «Слава Красной Армии!», «Слава Великому Сталину!». В цехе №4 бригадир формовщиков Шилин на митинге сказал: «Трудно выразить словами радость. Дня победы мы ждали почти четыре года. Мы ни на минуту не теряли веры в неё. И мы её завоевали».
«С ликованием» встретили весть о капитуляции Германии на автозаводе. «Крики «ура!», слёзы радости, волнующие речи – всё это слилось в незабываемое торжество победителей, с честью вынесших великие испытания четырёх лет войны».
На заводе «Двигатель революции» уже через несколько минут после сообщения о победе «в одном из крупнейших цехов собрались более 700 человек, работавших в ночной смене. «Крики «ура!» долго не смолкали в огромном корпусе цеха», а после митинга «с песнями расходились рабочие по своим местам, чтобы закончить работу смены исторического дня».
На следующий день, 10 мая 1945 года, в «Горьковской коммуне» было описано, как встретили в городе весть о Победе: все «с необыкновенным вниманием, с жадностью ловили каждое слово у репродуктора». И в ночи город засиял. Свет зажёгся, кажется, в каждом окне. Люди выбегали на улицы с криками: «Ура! Победа!» Все обнимались, смеялись и плакали.
«Город в одно мгновение наполнился счастьем. Оно плескалось, лилось через край, затопляя сердца, освещая улыбкой сияющие лица», а дождь, который шёл в ту ночь, «освежил разгорячённые лица и вымыл улицы перед великим праздником». На площади Минина и Пожарского «на балкон вынесли радиолу. И в четвёртом часу утра открылся первый праздничный бал».
«Красный цвет Победы пылал над городом», как во всех городах и сёлах области. Повсюду были флаги.
«Первенцем мирного времени» стала девочка, родившаяся у инженера Верхне-Волжского пароходства Зои Леонидовны Птициной и её мужа инженера-конструктора ЦКБ Александра Семёновича Завьялова. Её «первый крик совпал со словами о великой победе». Газета написала: «Вырастет девочка и будет с гордостью вспоминать, что родилась 9 мая 1945 года – в день Победы. Счастливое предзнаменование!..»
Исторические свидетельства из газеты «Горьковская коммуна» 1945 года читайте в нашей группе ВКонтакте.
Читайте публикации в удобном формате timeline на титульной странице проекта «Три месяца до Победы».