Site icon Нижегородская правда

Поступление в нижегородский вуз обернулось скандалом: чем всё закончилось

Последний день зачисления на бюджетные места в ННГУ им. Лобачевского закончился дракой. Буквально перед закрытием приёмной комиссии в списках поступивших появилась новая фамилия. Из-за чего абитуриент, значившийся в них последним, лишился возможности поступить в вуз на бюджетное отделение. Родители заподозрили неладное. Попытки добиться справедливости закончились вызовом полицейского наряда.

 

Действительно ли система зачисления абитуриентов по результатам ЕГЭ настолько несовершенна и предполагает возможность подтасовок? Мы попытались в этом разобраться.

 

Абитуриент-невидимка

Зачисление в вузы на бюджет проходит в два этапа. В первую волну заполняется 80% бюджетных мест, во вторую – оставшиеся 20%. Подать заявление абитуриент может одновременно в пять вузов на три направления в каждом, разослав копии документов. Но принят он будет, только если принесет оригиналы и напишет согласие на зачисление.
Во время приемной кампании каждый вуз формирует так называемые динамические списки. В них перечислены абитуриенты в порядке убывания баллов ЕГЭ с указанием, кто из них уже предоставил всё необходимое для зачисления. Родители и дети могли постоянно отслеживать эти списки, чтобы оценить свои шансы на поступление и, если есть возможность, перебросить документы в другой вуз, где этих шансов больше.

Сын известного нижегородского блогера Юлии Скугаревской Александр подал документы на радиофак ННГУ незадолго до закрытия приёмной комиссии – в 17.43. Сотрудница комиссии обнадёжила, что по количеству набранных баллов он проходит на бюджет, хотя и находится на последнем месте.

Оставшееся до закрытия приёмной комиссии время Скугаревские всей семьей дежурили около её дверей. По словам Юлии, за те 20 минут, что прошли с момента подачи документов её сына до закрытия комиссии, туда никто не заходил.

И тут вдруг выяснилось, что Александра кто-то опередил по баллам.

– За секунду до закрытия девушка в приемной комиссии, не сдержавшись и удивившись сама тому, что она видит, произнесла: «Ой, а у нас появилась ещё одна фамилия. Скугаревский сместился, вы не проходите», – рассказала нам Юлия. – Я метнулась к компьютеру, чтобы посмотреть: «Как? Покажите мне!». Меня стали грубо отталкивать со словами «Покиньте помещение». Муж выставил руку, чтобы меня защитить. Началась потасовка, мужа скрутили и повалили на пол пятеро мужчин, у него разбита голова. Вызвали полицию.

Скугаревские написали заявление ректору ННГУ с требованием разобраться в ситуации.

 

Системный сбой

Этот скандал вызвал бурную реакцию нижегородцев.

Многие заподозрили членов приемной комиссии в подтасовке результатов и коррупции.

Тем более, что, по мнению ряда экспертов, технически такое действительно возможно.

– В Советском Союзе университет был социальным лифтом. Сейчас система высшего образования перестала быть государственной ценностью, путем интеллектуального и социального развития, – считает профессор Института бизнеса и делового администрирования РАНХиГС Анатолий Овсянников. – Университет стал просто киоском по предоставлению образовательных услуг. Я просто знаю, какие деньги вращаются в сфере высшего образования. Они исчисляются миллиардами долларов, связанных и с оплатой услуг, и с коррупцией. Просто коррупция переместилась из средней школы в высшую.

Сторонники же новой системы зачисления в вузы уверены в её полной прозрачности.

– Я даже не представляю, как при нынешних правилах можно что-то подтасовать, – уверена директор лицея при РАНХиГС Жанна Подковыркина. – Я никогда ни от выпускников, ни от их многочисленных родителей ничего подобного не слышала.

Врио ректора ННГУ Кирилл Марков создал комиссию, которая в кратчайшие сроки, чтобы успеть до приказа о зачислении в вуз, изучила все документы.
– Комиссия установила, что никаких нарушений в работе сотрудников приемной комиссии не было, – заявил Кирилл Марков. – Никаких внезапно с неба свалившихся оригиналов аттестатов об образовании обнаружено не было.

Как рассказали нам в университете, все вузы во время приемной кампании обязаны публиковать списки поступающих на сайте и информационном стенде в приемной комиссии, обновляя их ежедневно в начале рабочего дня. ННГУ обновляет их каждый час, рассказали нам в университете. А в последний день подачи оригиналов – дополнительно еще и в 17.30.

По данным комиссии, с 17.30 до 18.00 еще двое абитуриентов, кроме Александра Скугаревского, представили оригиналы документов об образовании и заявления о согласии на зачисление. При этом их баллы были выше.

Многие специалисты сходятся во мнении, что несмотря на прозрачность системы зачисления, она требует серьёзного усовершенствования. Ведь для некоторых абитуриентов, которые находятся на грани «проходит – не проходит» на бюджет, последние даже не часы, а минуты становятся серьезным испытанием и большим стрессом.

– Нужно усовершенствовать электронную систему приемной кампании, – уверена руководитель пресс-центра НЛГУ Марина Булгакова. – В идеале программа должна связывать между собой все вузы страны, потому что ребята подают заявления в разных городах. В электронной списочной системе одного вуза, даже будь она ежесекундно доступна онлайн со всеми обновлениями, абитуриент не сможет объективно оценить, сколько у него конкурентов и у кого где лежит оригинал аттестата. Я думаю, нужна единая сеть по стране. Министерство образования РФ как раз в эти дни проводит опрос по регионам именно о цифровизации учебного процесса, и мы обязательно выступим с инициативой создания такой единой программы приемной кампании для всех вузов страны.

...Александр Скугаревский в итоге будет учиться в другом вузе на платной основе. Но его родители решили разобраться в ситуации до конца. Хотя бы для того, чтобы уберечь от её повторения других абитуриентов. Скугаревские подали заявление в прокуратуру, которая и поставит окончательную точку в этой истории.

"Новое дело"

Exit mobile version