«А не махнуть ли нам вокруг шарика?»
Эти полушутливые слова нашего земляка великого русского летчика Валерия Чкалова стали девизом Международного экстремально-приключенческого авиаперелета «20 тысяч лье над водой».Первыми, кому организаторы представили свой проект, стали нижегородцы, презентация авиаперелета прошла в четверг 7 февраля.«Основная цель перелета, проходящего по побережьям четырех континентов, трех океанов и семи морей ? продемонстрировать российский характер, донести дух Сочинской Олимпиады 2014 года до самых дальних уголков мира, показать авиационную технику и подтвердить статус России как великой авиационной державы», ? отметил руководитель оргкомитета Олег Кавецкий.Подготовка к полету займет около полутора лет, он состоится в 2009 году, а точные даты будут определены в соответствии с погодой.Протяженность перелета составит около 60 тыс. км (20 тыс. лье, откуда и навеянное произведениями Жюля Верна название мероприятия). Экипажи пяти новых отечественных самолетов-амфибий Ла‑8 проведут в воздухе три месяца, более 300 часов, совершат 70 промежуточных взлетов и посадок, посетят 29 стран мира. Старт проекта состоится в Сочи, откуда экипажи отправятся в Турцию, а затем посетят ОАЭ, Индию, Таиланд, Австралию, Сингапур, Чили, Бразилию, Венесуэлу, США, Финляндию, Францию и другие страны. Облетев вокруг Земли, участники перелета приземлятся в Санкт-Петербурге.Организаторы рассчитывают, что беспрецедентный по дальности полет будет внесен в Книгу рекордов Гиннесса. Но помимо чисто спортивного интереса участниками движут и сугубо практические интересы. В программу перелета включены мероприятия по наблюдению за изменениями в прибрежных водах и практическое применение российской системы ГЛОНАСС.Заинтересованность океанологов объясняется тем, что возможности судов ограничены как по времени, так и по доступности до всех точек Мирового океана. Об этом рассказал Герой России летчик-космонавт Валерий Токарев. В то же время, подчеркнул космонавт, такие исследования необходимы, так как тратятся очень большие средства, чтобы спрогнозировать выход судов в районы, наиболее богатые биоресурсами, в рыболовный сезон. По результатам перелета будет подготовлен отчет исследования экологии и биопродуктивных зон, а также тенденций изменения Мирового океана, которые формируют климат на долгосрочную перспективу.Также в рамках проекта в различных точках планеты силами российских творческих коллективов будет организована культурная программа. По замыслу организаторов, в ней примут участие талантливые исполнители из русских диаспор стран, по которым пролегает маршрут. Кроме того, запланированы встречи на дипломатическом уровне.Большая часть маршрута проляжет над морями и океанами, посадки на воду планируются в 2?3 точках. По словам председателя оргкомитета проекта, генерального директора самарского ООО «НПО АэроВолга» Сергея Алафинова, для перелета проектируется специальная модель ЛА-8‑Д (дальний) с дальностью полета до 3 тыс. км. Самолет рассчитан на два экипажа (всего четыре человека). Он позволяет использовать не только сухопутные аэродромы, но и водные. «Для сборки этой модели в Самаре специально был построен завод, ? добавил Сергей Алафинов. ? Самолеты будут сертифицированы как экспериментальные, конкретно для этого перелета».По маршруту предусмотрен отдых экипажа на курортах, потому что режим полета очень тяжелый: подъем в 5 утра, вылет в 7.00. Полет длится весь световой день, наиболее тяжелая часть перелета будет пролегать над Тихим океаном.На тех участках, где не будет возможности совершить посадку на аэродром, предусмотрена возможность дозаправки самолетов с яхт.Согласно предварительным подсчетам стоимость проекта достигает 700 млн рублей. «К авиаперелету уже проявляют интерес руководители субъектов России, ? отметил гендиректор НКО ?Фонд межрегионального экономического развития? Роман Балашов. ? Не исключено, что один самолет будет закуплен на средства областного бюджета того или иного субъекта ПФО».