H
H e
S L n s
с

АЭС у причала

Перейти в Дзен Читайте о добром в MAX

Не секрет, что Россия единственная страна в мире, обладающая уникальным флотом гражданских атомных судов. Ледоколы с ядерными энергетическими установками более 45 лет успешно работают в Арктике, обеспечивая надежную и безопасную проводку транспортных судов на всех участках Северного морского пути.В ОКБМ начали с реакторов для ледоколов Проект первой реакторной установки для атомного ледокола «Ленин» и все последующие реакторы ледокольного типа были разработаны в Опытном конструкторском бюро машиностроения имени Африкантова. За 30 лет(!) своей арктической навигации «Ленин» провел по Северному морскому пути среди льдов и торосов более 4000 судов. Его успешная эксплуатация положила начало развитию целой отрасли — атомному судостроению. С 1975 по 1992 год в стране было построено еще семь ледоколов — «Арктика», Сибирь», «Россия», «Советский Союз», «Таймыр», «Вайгач», «Ямал» и один океанский лихтеровоз — контейнеровоз усиленного ледового класса «Севморпуть». Этот уникальный в мире атомный ледокольный флот выполнил 80 процентов доставки грузов в самые отдаленные арктические районы нашей страны. Его атомные установки наработали 330 реакторолет,.а всего наработка ректоров такого типа составляет 6500 реакторолет. Такой длительной эксплуатации атомных реакторов малой мощности нет ни в одной стране мира. Для них в стенах ОКБМ специалисты разработали несколько поколений усовершенствованных реакторных установок, последняя из которых — КЛТ-40С — сегодня полностью отвечает международным требованиям по безопасности. Не было ни одного случая на ледокольном флоте, чтобы судно возвратилось в порт из-за технической неисправности или из-за радиационного инцидента. Тот же «Ленин», проработав три десятилетия во льдах, встал на прикол из-за износа корпуса, сама же реакторная установка могла эксплуатироваться еще не одно десятилетие. Срок службы другого атомного ледокола, «Арктика», до его последней модернизации составил 37 лет. Причем весь последний год, перед тем как встать на ремонт, он провел в Северном Ледовитом океане не заходя в порты. Это уникальный во всем мире рекорд! И опять же в реконструкции, прежде всего, нуждался корпус ледокола, его реактор работал без сучка и задоринки. Вот уже год эксплуатируется в Мурманском пароходстве новый линейный ледокол «50 лет Победы», построенный на верфях Балтийского завода в Санкт-Петербурге. На нем работает реактор КЛТ-40С , разработанный специалистами ОКБМ. Эта реакторная установка и легла в основу первой в мире плавучей атомной станции. Мы встретились с главным конструктором этого проекта Вячеславом Беляевым. Вот что он нам рассказал: — Технический проект этой ядерной установки успешно прошел экспертизу в Международном Агентстве по атомной энергии (МАГАТЭ), которая признала его не только одним из самых лучших и надежных, но и наиболее готовых к реализации. Если другие предприятия представили на конкурс лишь свои разработки, то ОКБМ на суд международным экспертам вынес уже готовый к реализации проект, который прошел обкатку в самых тяжелых арктических условиях. И нет ничего удивительного в том, что, обладая уникальным опытом строительства атомных энергоблоков для ледокольного флота, ОКБМ выступил инициатором создания первой на земном шаре плавучей АЭС. Сегодня более 50 предприятий уже внесли вклад в строительство первых двух реакторов для новой АЭС. В их числе такие предприятия, как: Калужский турбинный завод, ОАО «Ижорские заводы», ОАО «Балтийский завод», ФГУП «ПО «Баррикады», Нижегородский машиностроительный завод, ФГУП «НПО «Аврора», НИИИС имени Седакова и многие другие. С выполнением заказов не подвел ни один из партнеров. Тот же Балтийский завод в кратчайшие сроки изготовил 8 парогенераторов. Научно-исследовательский институт измерительных систем разработал систему управления перегрузочного комплекса, с помощью которого осуществляется загрузка и выгрузка активной зоны.Сегодня завершается изготовление основного корпусного оборудования реакторной установки для плавучей АЭС. На Нижегородском машзаводе заканчивается изготовление первого реактора. В апреле он должен быть готов, в июле — сдан второй реактор. Оба реактора будут отправлены на петербурский Балтийский завод, где и будет строится плавучий энергоблок для АЭС. В самом начале предполагалось, что «плавучкой» займется ОАО «ПО «Севмаш». Два года назад на его верфях под именем «Академик Ломоносов» было начато ее строительство. Однако в связи с тем, что в последнее время Севмаш получил большое количество оборонных заказов, заводу пришлось созданный задел по судну передать своим коллегам в Санкт-Петербург. Первая плавучая АЭС будет работать в Вилючинске Балтийскому заводу предстоит построить судно длиной 144 и шириной 30 метров, водоизмещением 21,5 тысячи тонн. По предварительным техническим расчетам такое судно можно установить не только на морском побережье, но и в устье рек. Мощности двух ядерных реакторов АЭС вполне хватит, чтобы обогреть и дать свет городу с 150-тысячным населением. Созданный на Балтийском заводе «плавучий энергоблок» после комплексных испытаний и сдачи заказчику будет транспортирован к месту стоянки — город Вилючинск, который планируется превратить в мощный военно-морской форпост на востоке страны. В 2012 году он получит в свое распоряжение первую в мире плавучую АЭС. Уступая по себестоимости электроэнергии серийным блокам крупных атомных станций, «плавучки» очень выгодны в труднодоступных районах нашего огромного государства, куда для работы тепловых электростанций круглый год завозят углеводороды. В России это — крупные населенные пункты и порты вдоль Северного морского пути и побережья Дальнего Востока, месторождения полезных ископаемых, военные базы. При серийном производстве мобильные энергоблоки планируется поставить на Камчатке, Чукотке, Якутии, Красноярском и Приморском краях. Газпром собирается запустить плавучие АЭС на месторождениях полуострова Ямал и Штокманское. Среди заказчиков и город Певек. С администраций Чукотского округа, где находится этот поселок, уже подписан протокол о намерениях. Кстати, для Певека лет пятнадцать назад ОКБМ уже собирался строить такой мобильный плавучий атомный энергоблок, была даже разработана техническая документация, сделан задел, даже запущено оборудование с длительным циклом исполнения. Однако из-за отсутствия финансов работы пришлось приостановить. Вернулись к ним уже в настоящее время, но уже на площадке Балтийского завода. А вот у Нижнего Новгорода такую АЭС не поставишь, по мнению Вячеслава Беляева, слишком малы глубины на Оке и Волге. К примеру, в устье больших сибирских рек они больше в разы. Там им и место. В Нижегородском регионе нужно строить только мощную стационарную атомную станцию. Что и собираются делать в ближайшие годы. Тогда, по крайней мере, нам не придется покупать электроэнергию у наших соседей. В очередь за новыми АЭС встанут зарубежные государства Несмотря на то, что в основу взят проект ледокольной атомной судовой установки, все же новая разработка отличается от прежней. В ней впервые в ОКБМ была реализована концепция «внутренне присущей безопасности», признанная основой для создания ядерных реакторов нового поколения. Такие ядерные установки отвечают всем современным нормам безопасности как России, так и международным требованиям. Даже при гипотетических авариях дальше плавэнергоблока радиация распространяться не будет. Для КЛТ-40С была создана новая кассетная зона. Это кардинально решило также вопрос нераспространения ядерных материалов и технологий. Обогащение урана не превышает 20 процентов, что позволило улучшить технико-экономические показатели АЭС, то есть инвестиционную привлекательность проекта, и значительно увеличить его экспортный потенциал. Недаром к демонстрационному образцу плавучей АЭС уже сегодня проявили немалый интерес такие страны, как: Индия, Индонезия, Китай, Израиль, Австралия, Корея и многие другие. Особенно привлекательны такие станции для островных государств, чтобы полностью обеспечить себя теплом и электроэнергией. Кроме того, есть еще один очень весомый аргумент в пользу таких мобильных энергоблоков — они могут не только вырабатывать электроэнергию, но и опреснять морскую воду. В сутки установка способна выдать от 100 до 200 тысяч тонн пресной влаги. Питьевая вода в таких государствах дороже моторного топлива. Главное теперь — оправдать надежды потенциальных зарубежных заказчиков и через три года запустить в Вилючинске чудо атомной энергетики. С ним у целого ряда российских предприятий появится еще один шанс выйти на международный рынок. Тот же Нижегородский машиностроительный завод планирует строить в ближайшем будущем от 12 до 16 реакторов КЛТ-40С. Остается только пожелать ему и другим партнерам по заказу, чтобы в условиях мирового экономического кризиса они не растеряли свой технический и кадровый потенциал. У американских специалистов, к примеру, не получилось сделать плавучие АЭС, так как у них не было такого опыта эксплуатации атомного ледокольного флота, как у России. Кстати, ориентировочная стоимость уникального объекта несколько лет назад была около 10 млрд рублей, сегодня она значительно больше. Не зря глава Росэнергоатома Сергей Кириенко пообещал немалую выгоду всем тем, кто будет заниматься новой АЭС. Сам он вместе с Сергеем Обозовым не устает следить за внедрением в жизнь пилотного проекта атомной станции малой мощности. В Госкорпорации «Росатом» стало правилом регулярно собирать всех руководителей предприятий, участвующих в строительстве плавучей АЭС. Естественно, в числе первых в совещаниях принимают участие ее инициаторы — специалисты ОКБМ. Тем более им есть что рассказать. Учитывая то, что ядерные установки будут находиться в непосредственной близости от потребителей, они продолжают внедрять в жизнь все новые и новые усовершенствования, связанные с повышенными требованиями безопасности. 

Подписывайтесь на наши каналы в Telegram:
Самое популярное
Новости партнеров

Следующая запись

Больше нет записей для загрузки

Нет записей для подгрузки

Нацпроекты - людям

Нижегородцы подали 14 тысяч заявок на запись детей в первый класс на госуслугах :: Детская и спортивная площадки появятся в сквере имени Николая Жаркова :: Ход благоустройства проверили в Сормовском районе :: Нижегородцы превращают хобби в бизнес благодаря нацпроекту :: Гости юбилейного фестиваля «Золотая хохлома» смогут добраться до площадки мероприятия на электричках :: Четверо врачей трудоустроились в Кулебакскую ЦРБ по программе «Земский доктор» :: Нижегородские мастера могут подать заявку на участие в ярмарке «Арт.Молодость» на фестивале «Таврида.АРТ» в Крыму :: Глеб Никитин и Игорь Левитин провели заседание комиссии Госсовета по экологии :: В Вознесенском округе Нижегородской области начался ремонт дорог :: Десять новых автобусов поступило в Балахну :: Фольклорная экспедиция проходит в Нижегородской области :: Новый ФАП открылся в посёлке Тёша Навашинского округа :: Эксперты проекта по развитию макротерритории «Большая Волга» ознакомились с туристическим потенциалом Нижегородской области :: Нижегородские ИТ-компании и ИП смогут вернуть НДФЛ за привлеченных специалистов :: Новый цифровой флюорографический комплекс поступил в поликлинику ГКБ №28 :: Бывшая свалка на Московском шоссе исключена из реестра объектов накопленного экологического ущерба :: Сезон ремонта и строительства дорог начался в Нижегородской области :: Нижегородские общественники помогают беременным женщинам в кризисной ситуации :: В апреле «Поезда здоровья» посетят 18 муниципалитетов Нижегородской области :: Названы самые популярные у пациентов «Поездов здоровья» врачи :: Более 300 предприятий представят свои вакансии на ярмарке трудоустройства :: 13 нижегородских школьников и студентов представят регион в финале ежегодной Интеллектуальной олимпиады ПФО :: Третья очередь ИТ-кампуса «НЕЙМАРК» получила разрешение на строительство :: Неделя детской и юношеской книги стартовала в Нижегородской области:: Месячник по благоустройству дорог стартовал в Нижегородской области :: В Нижегородской области обновился портал региональных государственных услуг :: Пять нижегородских компаний принимают участие в бизнес-миссии в Беларуси :: Рейтинговое голосование по проекту «Формирование комфортной городской среды» продлится до 30 апреля :: ИТ-кампус «НЕЙМАРК», Сбербанк и ННГУ им. Н.И. Лобачевского будут развивать проекты в сфере искусственного интеллекта :: Участница викторины «КУПНО ЗА ЕДИНО!» из Ардатовского округа получила автомобиль :: Реконструкция моста через Пижму началась в Тоншаевском районе :: Более 2,4 млн рублей направлено на оснащение ДШИ в Первомайске по нацпроекту :: Нижегородская область вошла в топ‑5 регионов по количеству участников молодежного направления проекта «Мастера гостеприимства» :: Почти 10 тысяч нижегородцев получили медицинскую помощь в «Поездах здоровья» с начала года :: Глэмпинги откроются в 10 муниципалитетах Нижегородской области в этом году :: Более 100 человек из аварийного жилья в Шахунье получили ключи от новых квартир :: Более 1,5 тысячи «серебряных» волонтеров активно действуют в регионе :: 11 врачей трудоустроились в Балахнинскую ЦРБ по программе «Земский доктор» :: Специалисты МГУ изучат состав отходов в «Черной дыре» в Дзержинске :: Социальные участковые расскажут нижегородцам о благоустройстве пространств :: Глеб Никитин провел заседание оргкомитета по подготовке к 225-летию со дня рождения Александра Пушкина :: В Дзержинском театре кукол будет выполнен капремонт по нацпроекту в 2024 году :: Нижегородцы могут принять участие в новом сезоне проекта «Флагманы образования» :: Молекулярно-генетическую лабораторию создали на базе Нижегородского областного клинического онкологического диспансера :: Контракты на ремонт почти 400 км автодорог по нацпроекту уже заключены в Нижегородской области ::