Это преступление долго оставалось нераскрытым: из ювелирного магазина на центральной улице Нижнего Новгорода исчезли украшения из серебра с бриллиантами, аметистами, гранатами, жемчугом стоимостью в целое состояние. Расследование поначалу зашло в тупик. Зацепки стали появляться самым неожиданным образом.
Притягательные метры
Наталья занималась продажей украшений много лет. В городе у неё была сеть ювелирных салонов. Её любимой темой стали украшения из серебра.
Через агентство недвижимости она стала подыскивать помещение для нового салона. Агент сообщил: в аренду сдаются квадратные метры в цокольном этаже дома на пересечении Большой Покровской и Грузинской. Это была удача: самый центр города!
Хозяйка помещения Мария, заявившая о сдаче его в аренду, встретила любезно, представилась доверенным лицом владельца. Подписав договор аренды, Наталья заплатила за три месяца 90 тысяч рублей.
В витринах разложили кольца, серьги, браслеты, колье на шесть миллионов рублей. И это была только закупочная цена. На таком ходовом месте предпринимательница собиралась заработать и вложить в бизнес хорошие деньги.
На ночь в сейф украшения не убирали. Наталья потом объясняла следователю: не хотела их «беспокоить» – если туда-сюда перекладывать, возможны трения, повреждения…
Но вскоре случилось странное: Мария сказала, что Наталья должна освободить помещение. При этом от её былой чарующей любезности и следа не осталось. Женщины крупно повздорили, но уходить предпринимательница наотрез отказалась. А придя на следующий день в салон, увидела пустые витрины.
Неожиданный свидетель
Наталья в ужасе вызвала полицию. Оперативники выяснили: в цокольный этаж ведут две двери. Одна всегда заперта изнутри на засов, но накануне кражи затопило подвал, коммунальщики оставили дверь открытой, чтобы просохло. Видимо, через неё и вошли воры? Но на пути к салону ещё одна дверь.
– Да, у меня есть ключи, – сказала полицейским Мария. – Ну и что?
Серебро как сквозь землю провалилось, подозреваемых не было. Но через два с половиной месяца случилось вот что. Одному нижегородцу позвонил знакомый:
– Задержали сотрудники ППС, я в отделе полиции. Не мог бы приехать, забрать меня?
Нижегородец приехал. Ожидая знакомого, он увидел шедшую по коридору женщину с небольшой хромотой. Мужчину словно прострелило, ноги сами понесли к дежурному:
– Кто это?
– Да тут на Покровке магазин обокрали, её как свидетеля вызвали.
Услышав дату кражи, мужчина выдохнул:
– Я её там видел!
Оказалось, что в ночь совершения преступления он был в гостях как раз в этом доме, вышел покурить. И вдруг заметил, как из цокольного помещения вышли мужчина и женщина, которая прихрамывала. В руках были мешки, похожие на те, что для мусора.
– Это точно она! – заявил полицейским нижегородец.
У Марии действительно хромота – лёгкая форма ДЦП.
– Это ничего не доказывает, – спокойно сказала она.
Но из свидетелей превратилась в подозреваемую под подпиской о невыезде. При обыске в её квартире улик, однако, не нашли.
Куда делась большая часть похищенного, так и осталось неизвестным.
«Блестящая» идея
Но через некоторое время полицейские узнали: Мария, будучи под подпиской о невыезде, купила билет в Москву. Её задержали на Московском вокзале. В сумке нашли свёрток с ювелирными украшениями, а при обыске в квартире, которых у Марии оказалось две, в ванной обнаружили тайник с ещё одним свёртком. Часть изъятых украшений Наталья опознала: пропавшие из салона.
В итоге сложилась такая картина. Цокольное помещение арендовал один нижегородец. Втайне от владельца он стал сдавать квадратные метры в субаренду, в том числе предпринимательнице Марии. Когда с ним договор аренды расторгли, покидать помещение Мария отказалась. Вместо этого, подделав доверенность, она сдала помещение в аренду Наталье. Договор тоже был с поддельными подписями и печатями.
Арбитражный суд в конце концов обязал Марию освободить цоколь. Тогда она и потребовала, чтобы Наталья уходила, а после ссоры с ней при участии человека, личность которого не удалось установить, обчистила салон. От оператора связи стало известно: сигнал с телефона Марии в ночь кражи исходил с Большой Покровской. Интересно, что попутно женщина «кинула» агента по недвижимости, который привёл к ней Наталью, не заплатив ему…
Улики на 38-летнюю Марию впечатления не произвели. «Прошу не наказывать меня за то, чего я не совершала», – заявила она в последнем слове в Нижегородском районном суде. Но суд посчитал её вину в мошенничестве и краже доказанной и дал шесть лет колонии.
Иск Натальи более чем на шесть миллионов рублей удовлетворён частично – сумма будет уменьшена после оценки изъятых украшений.
Имена участниц истории изменены. Благодарим помощника прокурора Нижнего Новгорода Ольгу Рыжакову за помощь в подготовке материала.