Site icon Нижегородская правда

Агломерация в общественном пространстве

Нижегородская агломерация – словосочетание это возникло недавно, но уже изрядно взбудоражило умы жителей Нижнего, Дзержинска, Кстова и Богородска. Прежде всего взбудоражило нехваткой информации: хочется понять, что изменится с появлением агломерации, к чему она приведет и будет ли расширяться дальше.

По большому счету, те же вопросы обсуждали на встрече представители Общественных палат Нижнего Новгорода, Кстова и Дзержинска. Прошла она 20 февраля в отреставрированном литературном музее Горького, носила характер ознакомительной беседы и целью своей имела прояснить позиции.

- Сейчас очень многое зависит от того, какую позицию займут жители, — уверена Юлия Крузе, председатель Общественной палаты Нижнего Новгорода. – Если нам руководитель региона и депутаты Законодательного Собрания открывают окно возможностей, то нет смысла его игнорировать. Нужно вносить свои предложения.

По словам Юлии Крузе, палаты собрались исключительно по «инициативе снизу» — и нижегородцы, и кстовчане, и дзержинцы почувствовали, что у них есть необходимость обсудить вопрос объединения. Богородск выпал из обсуждения исключительно потому, что Общественной палаты у него пока нет.

Вообще, конечно, отношение к агломерации во многом зависит от того, в каком городе человек живет. Нижегородцам проще: они воспринимают агломерацию как присоединение к Нижнему «сопредельных территорий» и, в общем-то, не против.

Жители Кстова, Дзержинска и Богородска к будущим изменениям относятся по-разному.

- Я довольно серьезно изучал вопрос создания агломераций в других регионах России и за рубежом, — говорит Владимир Павлов, председатель Общественной палаты Кстовского муниципального района, — в составе делегации российских ученых мне доводилось бывать в Лионе Лилле, Париже – как раз с целью ознакомления с их опытом развития агломераций. И тут хороший пример – город Лилль. Население его – 234 тысячи человек. Население всей агломерации Лилля – более 1 миллиона человек. Но что важно? Практически всю территорию агломерации «прошивает» метро с 64 станциями. То есть это действительно единое транспортное пространство. У нас же, например, нет прямых маршрутов между Кстово и Дзержинском. Я не говорю о метро.

Проблема транспорта стала, пожалуй, главной в обсуждении. Представители трех палат пришли к выводу, что на нее нужно будет обратить особое внимание – благо, статус агломерации позволит приблизить города друг к другу.

Кстати, мало кто знает, но в 30‑е годы 20 века был проект строительства трамвайной линии из Горького в Дзержинск. История развивается по спирали: летом 2017 года в Нижегородской области вновь начали обсуждать возможность прокладки трамвайных рельсов между Нижним и Дзержинском – теперь уже в плане строительства скоростного трамвая.

Пока разговоры остались на уровне разговоров, но сам факт примечательный.

- Это не удивительно, — комментирует Игорь Соловьев, заместитель председателя Общественной палаты города Дзержинск, — это в прежние годы дзержинцы держали некую дистанцию с нижегородцами, считали себя жителями столицы химиков. Сейчас мы понимаем, что оба города уже тесно интегрированы друг с другом. Посмотрите на утренние электрички: сколько людей из Дзержинска едут на работу в Нижний и из Нижнего в Дзержинск! Ведь и прежде возникали идеи тесной транспортной интеграции Нижнего и Дзержинска, обсуждался даже проект строительства моста через Оку с выходом Дзержинска на высокий берег и строительства там жилья для горожан.

- Когда я анализировал положение дел в Дзержинске, выявил интересную вещь, — рассказывает доцент кафедры ЮНЕСКО Александр Иванов, — и по розе ветров, и по объему лесов насаждений Дзержинск является зелеными воротами нижегородской агломерации. Во времена Максима Горького места возле поселка Желнино считались престижным место для отдыха богатых людей. Там же расположен и уникальный памятник культурного наследия – Шуховская башня. Потенциал его, конечно, не раскрыт. А что касается Кстова, то на его примере можно было бы анализировать эффективность деятельности, например, служб вывоза твердых бытовых отходов. Дело в том, что Кстово – это самый компактный город в Нижегородской области, соответственно, себестоимость сбора и вывоза мусора здесь самая низкая. Поэтому именно здесь можно отрабатывать какие-либо экспериментальные методики.

Второй темой для обсуждения стали экологические проблемы. Вопрос сохранения парков и скверов – больной для всех. Представители Общественных палат пришли к выводу, что бороться за жизнь деревьев вместе будет эффективнее.

Не обошли стороной и еще один вопрос – больной и в прямом, и в переносном смысле. Речь о жителях поселка Афонино и соседних с ним – несмотря на то, что поселок фактически является продолжением Нижнего, территориально он приписан к Кстовскому району, а значит, «Скорая помощь» в Афонино едет из Кстова, хотя из Нижнего было бы намного быстрее.

- Если бы фактическое появление агломерации могла решить эту юридическую коллизию, думаю, жители нас бы поблагодарили, — говорит Владимир Павлов.

- На мой взгляд, главный вопрос, который должен стоять перед всеми, кто принимает решение о включении того или иного города в состав агломерации, должен звучать так: «Насколько повысится качество жизни людей после этого?», — уверен Виктор Сопин, председатель Общественной Палаты Дзержинска.

Exit mobile version