Site icon Нижегородская правда

Александр Пичугин: «Мы исполняем военные песни в стиле посиделок у костра»

Участник концерта «Военные песни у Кремля» – известный журналист, редактор, лидер и солист популярной нижегородской группы «Южное Шоссе» Александр Пичугин. Его бархатный голос хорошо знаком нижегородским телезрителям, многие из которых стали преданными поклонниками созданной им коллектива «Южное Шоссе». Кстати, уже в ближайшее время группа готовится представить альбом военных песен из программы, которую её участники каждый год исполняют на 9 Мая.

 

- Нам кажется, что то, как исполняем мы, отличается от бравурности и пафосности большинства праздничных концертов. У нас всё очень просто, неакадемично, без попыток поразить вокалом или инструментальным мастерством. Мы исполняем военные песни в стиле посиделок у костра, именно так, как пели их солдаты на войне, в перерывах между боями, - рассказал Александр Пичугин.

Он признался, что для него война, это то, что отрывает друг от друга любящих людей, вырывает из семьи близких. Не даёт внукам узнать своих дедов, узнать их любовь, заботу и нежность. Александру тоже не довелось познакомиться с дедом, который пропал без вести на фронте:

- Я практически ничего про него не знаю. У меня сохранилось всего два документа, с ним связанных: похоронка и справка из военкомата, в которой указано, что последнее письмо от деда пришло в январе 1942 со станции Лобня под Москвой. Это самый эпицентр битвы за столицу, в которой тысячами пропадали без вести и гибли наши солдаты.

Южное Шоссе - Сейчас (Время Летит) (Sunrise Factory Red Brick Session)

Пропал в той битве и дедушка Александра, мирный интеллигентный человек, мечтавший о режиссёрской карьере. Но он не мог остаться в стороне от судьбы своей Родины, потому и ушёл на фронт. Дома остались жена с тремя дочерьми, младшей из которых только исполнился год… В память о деде Александр и создал для «Южного шоссе» программу военных песен, среди которых песня «Землянка». Строки «про тебя мне шептали кусты в белоснежных полях под Москвой», по словам Александра, прочно ассоциируются у него с дедом. И именно поэтому эта песня стала очень близка Александру в последние годы.

- А из поздних открытий военных песен… Сейчас совсем иначе для меня открылась песня «Враги сожгли родную хату» («Прасковья»), - продолжает Пичугин. - Конечно, я знал её с детства и даже, как многие, шутил этим текстом, а сейчас понял, как это тяжело, вернуться домой с Победой, и обнаружить, что твоего дома больше нет. На самом деле это очень тяжёлая песня, её даже запрещали после 1945 года, потому что она слишком депрессивная и вызывает очень сильные чувства. Сейчас я это понял, и теперь мне очень непросто её исполнять, потому что её проживаешь насквозь.

Каждый раз, когда я начинаю её петь, я не знаю, смогу ли допеть до финального куплета, - признался Александр. И рассказал, что больше любит военные песни, написанные в годы войны или сразу после неё: в них отражена истинная природа чувств, не приукрашенная и не пафосная. Но есть среди военных песен и написанных десятилетия спустя после войны композиции, в которых жива эта военная правда.

- Например, «Журавли» - последняя песня Марка Бернеса, которую он записал с одного дубля, за месяц до смерти. Или одна из наиболее пронзительных поздних песен о войне - «Последний бой, он трудный самый». Михаил Ножкин написал её для киносаги из пяти фильмов «Освобождение» в память об отце, который бился подо Ржевом, получил ранение, попал в плен, прошёл через Дахау и Бухенвальд, оставшись при этом в живых. И песня получилась очень сильной, честной и проникновенной. И я рад, что именно её исполню на концерте.

Южное Шоссе - Дорожная (Sunrise Factory Red Brick Session)
Exit mobile version