«Кардинальное изменение миграционной политики стало одним из приоритетных направлений государственной политики на современном этапе. События последнего времени проявили проблемы в этой области, которые накапливались в течение нескольких десятилетий, - сказал старший научный сотрудник Института политической психологии Александр Прудник, комментируя поручение главы государства изменить подходы к миграционной политике в России.
- Решение этой задачи состоит из двух компонентов. Во-первых, изменение принципов въезда в страну мигрантов и, в первую очередь, так называемых "трудовых". Во-вторых, аудит миграционных сообществ, уже находящихся на территории России. Вторая задача является несоизмеримо более сложной, чем первая. Если первая задача решается исключительно административными средствами, то вторая неизбежно затронет и систему внутренних отношений.
Массовое проникновение на территорию страны значительного числа мигрантов, не соответствующих законодательно установленным критериям, была бы невозможна без соучастия соответствующих государственных структур, призванных регулировать этот процесс. В этой сфере на протяжении длительного времени происходил самый опасный для государства процесс: установление коррупционного контроля над частью государственных служащих со стороны национальных диаспор. Такие чиновники переставали быть лояльными своему государству, а становились агентами влияния внешних сил. Следует ожидать сплоченного сопротивления со стороны этой группы попыткам государства навести порядок в миграционной сфере.
Еще одна проблема, которая требует незамедлительного решения, это массовый завоз трудовыми мигрантами своих семей на территорию России. Такая ситуация является абсурдной. У трудового мигранта не может быть на месте его работы привезенной из своей страны семьи. Именно появление семейных мигрантских структур создало напряженность в местах их массового заселения. Решение этой проблемы состоит из нескольких этапов:
- Полная ревизия уже предоставленных трудовым мигрантам российского гражданства;
- Запрет трудовым мигрантам на ввоз своих семей;
- Трудовой мигрант прибывает в страну только для выполнения конкретной работы в конкретной организации, которая несет за него полную ответственность;
- Трудовой договор с мигрантом имеет срочный характер и жестко ограничен по времени и по выполняемой работе;
- По выполнении работ, для которых был привлечен мигрант и по истечении установленного времени, он обязан покинуть территорию страны;
- Трудовой мигрант не имеет права самостоятельно менять место работы и место проживания;
- Трудовой мигрант не может претендовать на вид постоянного жительства;
- Ревизия на этих принципах всех находящихся в данное время на территории страны мигрантов, с последующим переоформлением условий их пребывания и отправку на родину тех, кто этим критериям не соответствует.
Миграционная политика государства должная быть строгой, ясной, понятной и прозрачной. Именно на это ориентировал государственные органы президент в своем поручении».