Андрей Дахин: «Местная власть должна содержать максимальное число «окон» и «дверей» для граждан»
«Формирование единой системы публичной власти в России в настоящее время совпадает с активизацией процесса достраивания государственного суверенитета нашей страны. Такое совпадение создаёт контур задач, в периметре которого не столько вопросы восстановления вертикальной интеграции административных институтов по всем трём вервям власти (эти задачи в основном решены в 2004 – 2012 гг.), сколько вопросы организации механизмов участия граждан в делах своей страны и в кооперации со своим государством, — говорит д.ф.н., профессор Нижегородского института управления – филиала РАНХиГС Андрей Дахин, комментируя перспективы встраивания местного самоуправления в единую систему публичной власти.
- Не трудно показать, что умонастроение граждан России является одной из приоритетных целей пропаганды недружественных государств Запада, которые стремятся любой ценой разжигать неприязнь граждан России к собственной стране и к собственному государству. В этих обстоятельствах тщательная выверенность мер по преобразованиям муниципальной системы публичной власти имеет первостепенное значение.
Муниципальная власть – это власть «шаговой доступности», она ближе всего к каждодневной жизни людей. Поэтому её публичная составляющая должна содержать максимально возможное количество «окон» и «дверей» возможностей для взаимодействия с гражданами. Если гражданин повёрнут лицом к своему муниципалитету – значит, он повёрнут в сторону своего государства. Если гражданин повёртывается к муниципалитету боком или спиной, — значит, он отвёртывается и от своего государства и становится лёгкой добычей западных идеологических вербовщиков и подотчётных им местных иноагентов.
Какова практика муниципальных преобразований последнего десятилетия? Произошла отмена прямых выборов глав (исполнительной власти) муниципалитетов, вместе с этим исчез один из внутренних центров «гравитационного притяжения» граждан в повестку публичной политики своего города. В замену отменённой внутригородской системы воспроизводства связи граждан и (исполнительной) власти муниципалитета пока ничего не создано. Далее. В районах субъектов Федерации произошла интеграция поселковых и городских институций в структуры «городских округов»: вместо распределённой по городам районов сети представительных органов муниципальной власти остаётся только один представительный орган – на уровне муниципального округа.
Общее количество депутатов, которые работали на территории бывших «районов», а теперь работают на «городском округе» сократилось на порядок. На порядок сократились возможности взаимодействия граждан со «своими» депутатами. Если представить, что хотя бы 30% избирателей придут с инициативами или вопросами к нынешним депутатам, то на это понадобится примерно 2 года. Это сильно ослабляет «силу притяжения» института представительной власти «муниципального округа».
Интеграция муниципальной власти в единую систему публичной власти региона и страны требует существенного восстановления генераторов силы внутреннего «притяжения» граждан. В частности, возможно, восстановить прямые выборов главы (исполнительной власти) муниципалитета, а также увеличить количество депутатов представительного органа «муниципального округа» — с тем, чтобы поместить «своего» депутата в зону шаговой доступности избирателей. Пусть работают с гражданами, «вербуют» их доверие на свою сторону».