Андрей Дахин: «Наука становится глобально-многополярной»
д.ф.н., профессор Нижегородского института управления – филиала РАНХиГС Андрей Дахин
«День российской науки побуждает ежегодно, в свойственном официальным праздничным датам, обязательном порядке вновь и вновь обращаться к науке не в качестве «общественного сервиса», а в качестве фундаментально значимой формы бытия, существования и развития общества», — считает д.ф.н., профессор Нижегородского института управления – филиала РАНХиГС Андрей Дахин, размышляя о том, какое место социальная архитектура занимает в современном социогуманитарном знании.
«В мире современной геополитической многополярности глобально-многополярной становится и наука. Каждая страна, претендующая на высокое статусное место в новой системе глобального мироустройства, должна иметь свою науку. Яснее всего это проявляется в сфере технических наук, которые закладывают основы и перспективы технологического первенства. Не так всё ясно с социально-гуманитарными науками, особенно в контексте догматических воззрений на чудесную силу технико-технологического прогресса.
Совсем другое понимание появляется, когда мы обращаем внимание, на то, как технократизм, главным создателем которого является коллективный Запад, генерирует и продаёт по всему миру в качестве «передовой науки» философию транс-гуманизма и пост-гуманизма. Как известно основной их смысл сводиться к тому, чтобы избавиться от человека, как традиции, от человека, как высшей ценности общества и пр. Именно на этом фоне и появляются графически определенные черты миссии российской социально-гуманитарной науки.
Первая черта той миссии – научная и мировоззренческая защита статуса человека как носителя традиционных духовно-нравственных ценностей, как самоцели общественного развития. Вторая черта, противопоставление технократической тенденции развития «безлюдных технологий» фундаментальной альтернативы, направленной также и на развитие людных и даже многолюдных технологий, – в тех сферах жизни общества, где человек должен оставаться главным действующим лицом. В частности, это сфера управления, где должен оставаться и действовать главный принцип «люди управляют людьми». Это сфера образования, где должен оставаться и действовать главный принцип «люди учат людей». Это сфера медицины, где должен оставаться и действовать главный принцип «люди лечат людей» и некоторые другие.
Третья черта контуров миссии российской социально-гуманитарной науки в том, чтобы изучать и находить решения конкретных человеческих проблем человеческими же методами. В частности, речь о проблеме депопуляции в России, для решения которой должен быть сконцентрировал весь потенциал отечественной социально-гуманитарной науки прежде, чем на ней сконцентрируется административно-управленческий потенциал государства. Наконец, четвёртая черта миссии гуманитариев — это проектировать, содержательно наполнять и реализовывать на практике программы формирования гражданской идентичности гражданина Российской Федерации, прежде всего, в системе образования, как начального – среднего – высшего, так и последующего, непрерывного образования. Перевод социально-гуманитарных наук России из современного состояния растерянности и неопределённости в состояние целенаправленного исполнения соей социальной миссии, – это и есть задача современной отечественной социальной архитектуры».
Актуальная тема