«Подстройка налоговой системы к новой социальной ситуации представляет собой действие «обратной связи», которую собирается дать государство в ответ на запросы времени, - сказал д.ф.н., профессор Нижегородского института управления – филиала РАНХиГС Андрей Дахин, комментируя предложения правительства России в налоговой системе.
- Действующая «плоская» шкала налогообложения внедрена в начале 2000-х годов. Прошло 20 лет, общество изменилось, и, действительно, возникла необходимость привести налоговую систему в соответствие с новой социальной ситуацией. Существо новой социальной ситуации связано с продолжением становления государствообразующего сообщества России.
Как известно, СССР было «пролетарским государством», то есть государствообразующим сообществом страны был один единственный класс – пролетариат (его в 1980-х годах стали называть «советский народ»). Современная Россия начала свою самостоятельную историю с того, что эмансипировала присутствие в стране того класса, который был изгнан из СССР, который в те годы назывался «буржуазия», а теперь называется «предприниматели/бизнесмены». Поэтому теперь равноправными частями государствообразующего сообщества являются как наёмные рабочие разных отраслей производства, так и собственники предприятий, бизнесмены и предприниматели.
Такой формат государствообразующего сообщества образуется не механическим «сложением», а находится в процессе формирования. В этом процессе к настоящему времени возникла социальная ситуация, известная как «первоначальное накопление» и состоящая в появлении заметно большого разрыва между материальным уровнем жизни наёмных работников («бедных») и материальным уровнем жизни владельцев предприятий («богатых»). В этом контексте и видится основное значение донастройки налоговой системы: она должная обеспечить социо-культурную интеграцию двух названных социальных групп, которые исторически, - на памяти живущих поколений коренных граждан России, - воспринимались в качестве враждебных друг другу. Донастройка налоговой системы должна исключить радикализацию разрыва уровней жизни «бедных» и «богатых», то есть ввести это различие в социально обоснованный, справедливый, общественно одобряемый коридор. В противном случае исторически-памятная социальная трещина между «социальными классами» может стать вызовом для внутренней прочности государствообразующего сообщества России».