Андрей Самсонов: «Межнациональные отношения — одна из наиболее уязвимых точек»
«В любом многонациональном государстве, федеративном или унитарном, «национальный вопрос» является непреложным элементом внутриполитической повестки. Даже в ситуации, как в СССР 1960 – 70‑х годов прошлого века, когда многим казалось реальностью общность, именуемая «советский народ», а национальные республики на повседневно-бытовом уровне жизни населения существовали в условиях лучших, чем большинство областей РСФСР. Последствия общей, и части власти, и части народов, уверенности в этом заблуждении — хорошо известны, — сказал научный сотрудник Приволжского филиала Федерального научно-исследовательского социологического центра РАН, старший научный сотрудник АНО «Научно-исследовательский Институт проблем социального управления» Андрей Самсонов в ходе дискуссии о мерах по защите межнационального согласия в России.
- Федеративное государство не может ни по одному из важных направлений своей внутренней политики не учитывать факт собственной многонациональности, наличия национальных элит, бюрократий, национальной интеллигенции, территориальных и культурных образований и т.п. И всей связанной с их существованием гаммы совпадающих и переплетающихся интересов, а также противоречий и конфликтов. Основной особенностью является то, что в многонациональном государстве практически любому событию, в любой из сфер жизни, от «спора хозяйствующих субъектов» и до бытового столкновения на почве злоупотребления «огненной водой», может быть придан характер межнационального конфликта.
Межнациональные отношения — одна из наиболее уязвимых точек, крайне чувствительных к информационным «поводам», неосторожным комментариям и даже научным исследованиям в гуманитарной сфере. Это прекрасно известно всем «интересантам», поэтому нет ничего удивительного, что национальная сфера остается одним из основных направлений для внешних воздействий, имеющих целью дестабилизацию в стране.
Необходим профессиональный социологический мониторинг межнациональных отношений, охватывающий все субъекты Федерации. Мониторинг непубличный, так как многие глубинные «артефакты» общественного сознания в данном вопросе могут стать скорее информационным поводом для розни, нежели улучшить ситуацию. И мониторинг публичный, позволяющий вести дискуссию в обществе по тем аспектам и сферам межнациональных взаимоотношений, которые и так регулярно оказываются в центре внимания. Игнорирование острых тем и вопросов в этом случае не только бесполезно, но и вредно».