Андрей Самсонов: «Новые нацпроекты — следствие пересмотра роли государства»
«Если первые национальные проекты возникли как реакция государства на кризисную ситуацию в сферах, где чисто рыночные подходы были неприемлемы по социальным причинам, то заявленные на 2025 год 19 новых национальных проектов — следствие общего пересмотра роли государства в экономике в новых для России международных условиях», — считает научный сотрудник Приволжского филиала ФНИСЦ РАН, старший научный сотрудник АНО «Научно-исследовательский Институт проблем социального управления» Андрей Самсонов, оценивая результаты нацпроектов.
«Национальный проект — термин уже достаточно «заезженный», но до сих пор остающийся не до конца понятным многим комментаторам. Причина, которая не позволяет многим экспертам понять очевидное, довольно тривиальна. Это идеализированные представления о так называемой рыночной экономике и государстве, являющемся «ночным сторожем» при этом рынке. Уже в начале 2000‑х этот миф начал развеиваться. Однако, если первые национальные проекты возникли как реакция государства на кризисную ситуацию в сферах, где чисто рыночные подходы были неприемлемы по социальным причинам, то заявленные на 2025 год 19 новых национальных проектов — следствие общего пересмотра роли государства в экономике в новых для России международных условиях.
Суть подавляющего большинства новых национальных проектов — развитие инфраструктуры для бизнеса в социально значимых сферах, а также капитальные и научно-технологические вложения в сферах, где затраты имеют высокую стоимость и значительный срок окупаемости. Разумеется, не без акцента на достижение технологического суверенитета и безопасности. Частный бизнес вполне способен организовать производство тех же беспилотных систем из иностранных комплектующих, импортозаместив при сборке только «фанеру». Но оказывается не способен, точнее, не видит экономической целесообразности, в разработке собственной элементной базы, двигателей и т.д. Именно эту функцию должны взять на себя государственные корпорации, субсидируемые бюджетом и для которых прибыль является важным, но не единственным критерием эффективности.
Эффективность заявленных проектов, как это ни парадоксально, во многом будет зависеть от рынка. В свое время, дискредитированы оказались оба противоположных подхода: и государственное планирование, игнорировавшее рыночные отношение, и чистый либерализм «свободных экономических агентов», игнорировавший государственные и общественные интересы. Выстраиваемая система национальных проектов одной из основных задач имеет организацию экономического и технологического развития с активным планированием и государственным участием, но с сохранением рыночных отношений и учетом конъюнктуры. Например, развитие «многоспутниковой орбитальной группировки» для достижения независимости в космических сервисах и услугах окажется эффективным в том случае, если эти «сервисы и услуги» окажутся доступны и востребованы в гражданской сфере, бизнесом и населением. Это же можно сказать и про большинство проектов.
Для Нижегородской области, помимо чисто социальных проектов, наиболее важным оказывается и один из самых сложных национальных проектов — «Промышленное обеспечение транспортной мобильности». Он предполагает создание разработок для развития производства отечественных воздушных судов, автопрома и т.д. Регион — один из важнейших промышленных центров именно в автомобилестроении, авиационной и судостроительной отрасли. Успех этого проекта — может дать новый, очень важный ресурс для большой группы крупных предприятий региона. Тем более, что в отличие от атомной промышленности РФ, которая также крайне важна для области и представлена в отдельном национальном проекте, эти сферы и предприятия в регионе сегодня переживают не лучшие времена, а их продукция не является уникальной и конкурентоспособной».