«Одним из самых распространенных описаний современной геополитической обстановки становится знаменитое выражение Барбары Такман "Никто не хотел войны. Война была неизбежна", описывающая ситуацию в канун Первой мировой войны. И в этом главная ошибка, свойственная опоре на "послезнание», - сказал научный сотрудник Приволжского филиала ФНИСЦ РАН, старший научный сотрудник АНО "Научно-исследовательский Институт проблем социального управления" Андрей Самсонов, отвечая в преддверии Дня памяти и скорби на вопрос о том, как сегодня страна воспринимает те давние трагические события.
- Если внимательно посмотреть реальные исторические документы, то в них легко обнаруживаются группы интересов, существовавшие практически во всех странах-участниках, которые рассматривали полномасштабное военное противостояние в качестве одного из основных сценариев достижения своих целей. Это - опровергает первую часть тезиса. Ну а вторая прекрасно описана автором высказывания в работе "Августовские пушки" как роковая цепь случайностей или действий с неправильно спрогнозированной реакцией оппонентов.
Современная ситуация, при всем внешнем подобии, в корне отличается от начала ХХ века. А вот с периодом, предшествовавшим 22 июня 1941 года и началом самой кровавой войны для народов СССР, аналогий значительно больше. Только вот прямые аналогии и сравнения не работают, если опираются на формальные признаки подобия. Поэтому ответ на вопрос о том, что необходимо предпринять для предотвращения трагических событий, начавшихся для нашей страны 22 июня, придется искать в современных реалиях, а не в историческом опыте.
Глубина существующих социально-экономических, геополитических и идейных противоречий такова, что дальнейшая эскалация неизбежна. Как это ни парадоксально, углубление эскалации - это сегодня путь к миру. Миру, построенному на иной системе внешнеполитических и внешнеэкономических отношений, имеющему несколько центров "силы" и другую иерархию связей. Основным отличием позиции России от противоположной стороны является как раз осознание собственной ответственности. На высшем политическом уровне ни разу не звучало утверждений о "полной победе", "разгроме" и т.п. Происходящее, с нашей стороны, выглядит скорее как процесс отрезвления оппонентов и приведение их поведения в соответствие с реалиями. Процедура болезненная, но необходимая самим "пациентам". Просто потому, что длительное пребывание в "алкогольно-наркотической" иллюзии часто завершается смертью».