«Обсуждаемые изменения в налоговой сфере имеют, как минимум, два измерения: экономическое и социальное, - сказал научный сотрудник Приволжского филиала ФНИСЦ РАН, старший научный сотрудник АНО "Научно-исследовательский Институт проблем социального управления" Андрей Самсонов, комментируя предложения правительства России в налоговой системе.
- Дискуссия между экономистами гарантированно развернется по линии традиционного противостояния сторонников "нулевых" налогов, выступающих за минимизацию государственного присутствия во всех сферах, и их оппонентов, выступающих с позиций государственного перераспределения финансовых потоков. До последнего времени российское государство вполне успешно балансировало эти точки зрения в своей налоговой политике, сочетая вполне либеральную налоговую систему с активным государственным финансированием социальной сферы и инфраструктурных проектов. Вполне умеренное, если судить по обсуждаемым планам, смещение акцентов в сторону большего участия государства в перераспределении финансовых потоков вряд ли приведет к негативным последствиям. Тем более, что активное государственное финансирование именно экономики - тенденция, характерная для всех экономически развитых стран в последнее время. Вызванная в каждой конкретной стране индивидуальными причинами, но тем не менее имеющая общие экономические "корни".
С социальным измерением, к которому в первую очередь относится ставка НДФЛ, все несколько сложнее. Помимо экономического содержания, ставка НДФЛ косвенно отражает господствующий в обществе принцип социальной справедливости. До последнего времени, невзирая на многочисленные исследования общественного мнения, показывавшие поддержку большинством населения (от 55% до 75%, с учетом различий в методиках исследований и в зависимости от постановки вопроса) прогрессивной шкалы начисления НДФЛ, государство выступало против подобных изменений. И причиной, в определенной мере, являлось то, что полуофициальным принципом социальной справедливости в обществе был, выражаясь языком поговорок, "что потопаешь, то и полопаешь". Общество и человека в нем ориентировали на проявление личной инициативы, "здорового" индивидуализма, предпринимательства и т.п. С другой стороны, выстраивание налоговой системы и вывод из тени "серых" и иных зарплат и доходов, компенсировался именно равной для всех ставкой. Собственно, опять же до определенного времени, это было оправдано и приносило свои результаты, как экономические, так и социальные. Всем известная "социальная ответственность бизнеса" - это один из компенсаторных механизмов доминирования данного принципа социальной справедливости.
Значительно более важной причиной является общемировой финансово-экономический кризис, социальным последствием которого всегда является рост социального расслоения, делающий те самые 3% ещё богаче, а основную массу населения, беднее. Прогрессивная шкала НДФЛ в этих условиях - закономерный инструмент регулирования социальных отношений и напряженности. Одновременно введение прогрессивной шкалы НДФЛ - это и первый шаг к переходу общества на другие принципы социальной справедливости. Социальная ответственность более обеспеченных сограждан из добровольной превращается в обязательную. Может быть, потому, и вот здесь уместно вспомнить СВО, санкции и частичную мобилизацию, что слишком многие из этих 3% проявили себя "как-то не так"? Не столько по отношению к государству, сколько по отношению к своим менее обеспеченным согражданам. Изменившиеся внешние и внутренние реалии определяют и другую социальную базу государства, имеющую иные представления "о должном", в том числе и в налоговой сфере».