Учебный год закончился, и для большинства выпускников самым острым становится вопрос выбора профессии. Рынок труда с каждым годом меняется, и пандемия коронавируса тоже внесла свои коррективы. Так какие специальности будут востребованы в ближайшие годы? Об этом размышляет профессор ННГУ им. Н. И. Лобачевского Антон Фортунатов.
– Мне кажется, в современном мире мы стоим на распутье – между превращением в роботов и обретением нового, современного понимания гуманизма. И в конце концов человечество, постепенно разделяясь, пойдёт двумя противоположными путями. Одни – в сторону постепенного превращения в «одушевлённых» киборгов, другие – в сторону формирования и осознания в себе «божественного начала», которое неподвластно влиянию технологий.
Я верю в то, что наше будущее – это век гуманизма, а не технократического рабства. И это – время новой ответственности за себя и за общество. В этом смысле, мне кажется, гуманитарные профессии, которые сегодня принято пренебрежительно выводить за рамки престижных специальностей, очень быстро начнут обретать новый вес, новый смысл, новую социальную перспективу.
Нынешний кризис показал, что общество захлебывается в фейках, страхах и безысходности. И что нынешние технологии не делают человека свободным, а наоборот, безвольным, пассивным, не понимающим, куда и как следует двигаться. Поэтому нравственное начало, даже в сугубо прикладных и технических специальностях, позволит увидеть перспективу не только для молодого человека, строящего свою карьеру, но и для его окружения, для тех, кто идёт в ногу со временем или, вернее, старается его опередить. Поэтому если и выбирать что-то конкретное, то на стыке наук, что-то междисциплинарное, позволяющее смотреть на вещи и проблемы широко и комплексно.
Хорошее, качественное академическое высшее образование – это залог осмысленного отношения к жизни в будущем. Торпедирование идеи высшего образования – это одна из многочисленных попыток обессмыслить сам статус человека в обществе, сделать его послушным роботом-исполнителем. Проблема в том, что высшее образование должно быть всё-таки элитарным, а не массово-бессмысленным. Это другой вопрос.
Я, честно говоря, не совсем доволен тем образованием, которое получил. Но это было прежде всего проблемой моего характера, а не проблемой системы. Сейчас те знания, которые у меня были, выглядят просто энциклопедическим кладезем. Так получилось, что я многое (практически две трети своего интеллектуального багажа) освоил сам.