Site icon Нижегородская правда

Арсений Гончуков: Мрачный «Сын» мрачного режиссера

Наш земляк, телеведущий и режиссерАрсений Гончуков, хорошо известный зрителям телеканала «Волга», в 2012 годууехал в Москву и стал снимать авторское кино. Без вливаний государственныхденег, на личные средства, на фотоаппарат! Его ленты получают награды нафестивалях разного уровня, а фильм «Сын» недавно был удостоен Гран-при жюри вконкурсе игрового кинофестиваля «Окно в Европу» в Выборге.Нижний. Начало– Как в семье инженеров(мамы-авиаконструктора и папы-строителя) мог появиться гуманитарий?– У меня еще и брат-художник! Поэтомучастенько получалось недопонимание. Стихи я начал писать с семи лет, таблицуумножения так и не выучил, по математике меня тянули с двойки на тройку. Так ипопал на филфак. Печатал свои стихи в «Литературной газете», в зарубежныхсборниках. Мы проводили литературные фестивали, на которые привозили десяткистоличных поэтов. В них участвовали около 2000 человек.– Мандельштам, Цветаева, Бродский – выназывали их среди любимых поэтов. Что в них главное для вас и для творчества вцелом?– Каждый из них для меня очень важен идруг на всю жизнь. Цветаева – это честность и открытость. Бродский – мудрость,холодность и отстраненность. Мандельштам – изящность, глубина и бесконечнаяутонченность. Каждый поэт – банковская ячейка, из которой черпаешь себя.– Насколько важно для вас возвращатьсяв Нижний снова и снова?– Какой-то своей частью я и не уезжализ Нижнего. В Москву уехал человек, нацеленный на учебу, на саморазвитие,полную реализацию потенциала. Нижний тоже мне всё это дал с лихвой: меня зналавласть, узнавали на улицах, но я захотел большего. А в родном городе осталисьмоя мама, мой сын, мой брат. Поэтому, приезжая в Нижний, я очень остро чувствуюсвои корни. Эта привязанность греет и очень важна и дорога.Комфортная грусть– Тема боли и страданий человека,невозможности помочь ближнему, одиночества – чем она привлекает вас и почемусегодня она стала востребованной в искусстве?– Наряду с радостью, оптимизмом, веройи надеждой эти темы всегда были в поле зрения искусства. Для меня они оченьважные, личные и другого просто нет. Я не могу придумать эмоцию и еетранслировать. Я воплощаю себя, ни от кого не зависим, снимаю фильмы на своиденьги, поэтому не подвержен ничьему влиянию. А мрачные темы… Не могу сказать,что я самый несчастный, просто внутри не очень радостный человек. Я – мрачныйчеловек. Я люблю думать и размышлять. Мне комфортно в грусти. Поэтому и фильмытакие.Как компот от ледоруба– Что дают кино работа на телевидении ивозможность увидеть жизнь такой, какая она есть, до того, как режиссер сделаетмонтаж и преподнесет сюжет зрителю?– Я ушел из журналистики принципиальнои навсегда. Она дала много жизненного и профессионального опыта, фактуры и«мяса» этой жизни. Я изучил характеры. Кино, которое я делаю, отличается отжурналистики, как компот от ледоруба. Это очень разные вещи.– В одном из интервью вы сказали, что«1210» – это главный фильм в вашей жизни. А теперь появился «Сын»…– Это как у матери с детьми: она же нескажет, любит она больше здоровенного старшего сына или маленькую дочку. Фильмыочень разные. С первым у меня очень личная, очень глубокая связь. Причемглавный – не значит лучший. Для режиссера главное – почти всегда не то, что длязрителя. Личное, важное, понятное лишь ему одному.Чёрно-белое– Как возникла идея фильма «Сын» и какдолго вы шли к реализации этого проекта? Наркодилер, его душевнобольная мать,поиски выхода, ее смерть, непонимание семьи, убийство отца… Звучит оченьмрачно.– Мы делали его два с половиной года.Тяжелое производство. Снимали две зимы. Фильм очень личный – о больной матери(вы только не подумайте – моя жива и здорова!), непростых взаимоотношениях всемье, ненависти, любви. Это опыт моей первой семьи и непростых взаимоотношенийв ней. Не зря я фильм посвятил моему старшему брату. Потаенные страхи, мысли,эмоции рождают сценарий, превращаются в фильм. И он уже живет отдельной от меняжизнью.– А брат как отреагировал?– Я ему не говорил и матери тоже. Онувидел посвящение, только когда посмотрел фильм. Не сказал ничего. Это самыйкрасноречивый ответ. Он всё понял без слов. А может, наоборот: не понял и нехотел понимать, просто воспринял как факт.– Многие говорят, что черно-белое киносегодня не найдет своего зрителя. Тем не менее именно черно-белые фильмы, аиногда и немые, в разных странах собирают призы. С чем это связано?– Мода на черно-белое киновозвращается. Настоящий режиссер очень продуманно принимает такое решение наосновании своего видения и той истории, что он рассказывает зрителю. Правда втом, что черно-белое кино не развлекательное, оно труднопрокатное,фестивальное. Но его смотрят самые обычные зрители, обсуждают, пишут отзывы илюбят.Ответ вселенной– Главный приз кинофестиваля «Окно вЕвропу» фильму «Сын» – для вас неожиданность?– Это как выиграть миллион долларов влотерею. Полная неожиданность. Я когда услышал слова ведущего, еле встал состула. Как электрический удар. Было очень много достойных фильмов на фестивале.Более «зрительских». А наша картина мрачная, черно-белая, сложная длявосприятия. Я благодарен жюри за смелость. Я трачу на фильмы все свои деньги,силы, время. Ничего не жду, но, естественно, верю, что кто-то оценит подостоинству. Ждать чего-то – значит, не работать. А работать предстоит много.– Сейчас в Анапе идет «Киношок» – XXIIIоткрытый фестиваль кино стран СНГ, Латвии, Литвы и Эстонии. Ваш фильм также впрограмме. Что важнее – чтобы фильм увидели соотечественники или, скажем, напоказах в Монреале?– Участие в таком крупном фестивалеочень важно. Над фильмом трудились бесплатно около сотни человек. Актеры.Команда. Фестиваль – это ответ вселенной на наши усилия. Я безумно рад, чторады те, кто работал со мной вместе. Фильм посмотрят не только члены жюри, но икинокритики, и кинематографисты, которые разбираются в кино. А самое главное –показ для широкой аудитории зрителей.(Конкурсный показ драмы «Сын» состоитсясегодня (25 сентября) в 16.00 в главном зале кинотеатра «Океан». – Авт.)«Последняя ночь»– Фильм «Последняя ночь» вы будетеснимать частично в Нижнем. Кто обещал посодействовать?– Я давно не имею в Нижнем влияния, нообратился к бывшим коллегам и попросил не денег, которые всегда нужны, а именносодействия. Ведь фильм будет на благо города – такая интересная имиджеваяистория, которую увидят во многих странах. Права на еще не снятый фильм ужепроданы в Канаду, Америку и Мексику. Я обратился за разрешением на съемки иморальной поддержкой к Шанцеву. В резолюции он написал: срочно помочь,поддержать, посодействовать. Мы будем рады любой поддержке, будь то помощь сгостиницей или транспортом. И сделаем всё, чтобы отблагодарить тех, кто поможетхудожникам.Справка «НП» Арсений Гончуков. Кинорежиссер,сценарист, поэт, журналист. Родился в Нижнем Новгородев 1979 году. Окончил филологический факультет Нижегородскогогосударственного университета имени Лобачевского, Школу кино Высшей школыэкономики. Работал корреспондентом и ведущим на телеканалах: «Первыйканал», «Россия», «Пятый канал», «ТВ Центр», «Звезда», «Волга». Участвовалв качестве спецкора в событиях августа 2008 года в ЮжнойОсетии. В 2012 году был вторым режиссером 12-серийногохудожественного фильма «Синдром дракона». C 2012 года снимает авторскоебезбюджетное кино. 

Exit mobile version