Авария без инспекторов, или все о европротоколе
У российских автомобилистов появилась возможность оформлять дорожно-транспортные происшествия без участия сотрудников ГИБДД. Многим знакома ситуация: всего и делов-то, что царапина на крыле, но деваться некуда, надо ждать инспекторов для оформления произошедшего. А ждать можно и час, и два. И вот уже пробка на дороге, и кто-то наверняка поминает участников аварии недобрым словом… Теперь — новые правила, упростившие жизнь и автомобилистам, и сотрудникам ГИБДД. Но не все так просто. Изменения в Закон об обязательном страховании автогражданской ответственности вступили в силу 1 марта. Воспользоваться так называемым европротоколом и разрешить проблему без вызова сотрудников ГИБДД можно, если выполнены несколько условий. Во-первых, в ДТП участвовали водители только двух машин. Не больше. Во-вторых, в аварии нанесен ущерб лишь имуществу и люди не пострадали. И, наконец, сумма ущерба не превышает 25 тысяч рублей. Если у участников ДТП нет разногласий, виновник аварии признает свою вину и водители готовы разъехаться с миром, то они на месте заполняют бланки извещения о ДТП, которые каждый из них отправит в свою страховую компанию. Одним из главных достижений законодательной новинки считается то, что пострадавший в ДТП может теперь обращаться не в страховую компанию виновника аварии, а к своему страховщику. То есть происходит прямое возмещение ущерба. Важный момент: при оформлении извещений о ДТП информация в одном бланке должна полностью соответствовать данным в другом. Казалось бы, все продумано и понятно. Но у новой схемы много нюансов. Пожалуй, главный заключается в том, что европротоколом могут воспользоваться сегодня далеко не все автомобилисты. Вернее, вообще мало кто может воспользоваться. Обязательное условие: договор страхования должен быть заключен не ранее 1 марта этого года. Причем у обоих участников аварии. В противном случае, если хотя бы у одного полис выдан до 1 марта, придется, как раньше, ждать приезда на место аварии сотрудников ГИБДД. В Российском союзе автостраховщиков объяснили установку этого ограничения тем, что новая система должна входить в жизнь автомобилистов постепенно. К ней должны привыкнуть. А сумма ущерба не более 25 тысяч? На глаз зачастую трудно определить, во сколько выльется ремонт. Кроме того, при столкновении могут возникнуть скрытые дефекты. Однако если ДТП оформлено по упрощенной схеме, все — больше 25 тысяч не выплатят. Выяснится в автосервисе, что ущерб причинен на большую сумму, придется выкладывать деньги из своего кармана. Так что в определенном смысле европротокол — это риск. Но с теми, кого устраивают новые правила, страховые компании уже готовы работать. — Обновленные бланки извещения о ДТП, которые с 1 марта должны выдаваться вместе со страховым полисом в рамках изменившегося законодательства, в Росгосстрахе, например, есть, — сообщил нам заместитель директора Нижегородского филиала компании «Росгосстрах» Алексей Рыжов. — Технически к работе в новых условиях мы готовы. Схема прямой выплаты возмещения выглядит так: страховщик примет документы, проверит обстоятельства аварии, проведет экспертизу и выплатит компенсацию. Сроки рассмотрения документов остались прежними. Страховщик должен принять решение: либо он в 30-дневный срок выплатит возмещение, либо в такой же срок даст мотивированный отказ. У потерпевшего есть выбор: те, кто купил полис после 1 марта, при наступлении ДТП могут обратиться как в свою компанию, так и в компанию причинителя вреда. Для остальных участников ОСАГО действует старое правило: они обращаются в компанию виновника. Отметим, что прямое возмещение ущерба возможно при ДТП, оформленных не только по европротоколу. Условия: полис потерпевшего выдан после 1 марта, вред причинен только имуществу, а ДТП произошло с участием двух транспортных средств. Ущерб при этом может и превышать 25 тысяч рублей. Но могут возникнуть подводные камни. Дело в том, что есть перечень компаний, вошедших в систему прямого возмещения убытков. А если человек узнает, что его страховая компания в этот список не вошла? — Это сигнал о неблагонадежности компании, — поясняет Алексей Рыжов. — Если страховая компания не вошла в систему прямого урегулирования, она подлежит исключению из Российского союза автостраховщиков, а значит, в ближайшее время у нее будет ограничена, а впоследствии отозвана лицензия на ОСАГО. Собственные клиенты этой страховой компании не смогут воспользоваться системой прямого урегулирования, но у них будет возможность обратиться за выплатой в компанию причинителя вреда. Однако понятно, что проблем с выплатами не избежать. Поэтому чисто человеческий совет: выбирайте более надежного страховщика. Вообще, по мнению Алексея Рыжова, после 1 марта автовладельцы должны взять на вооружение два основных правила. Первое: если вы хотите использовать свое законное право и в случае необходимости обратиться в свою страховую компанию за возмещением, осознанно выбирайте страховую компанию. Обращайте внимание на ее финансовые показатели, опыт работы по ОСАГО, смотрите, есть ли у этой компании центры урегулирования убытков в вашем регионе. И второе: если вы попали в ДТП и не уверены в чем-либо — в количестве участников, в причинении вреда здоровью, в наличии страховки у другого участника аварии, в размере ущерба, да в чем угодно, — вызывайте сотрудников ГИБДД. О том, насколько востребованным окажется у нас европротокол, можно будет говорить, конечно, спустя лишь какое-то время.