Свой автомобиль нижегородка Елена Карлина приобрела в прошлом году. Сейчас новенькую иномарку не узнать: она залита бетонным раствором, повреждены зеркала, стёкла, наружные осветительные приборы. Несмотря на то что происшествие случилось в начале лета этого года, за случившееся так никто и не ответил, а Елена Васильевна и еще несколько пострадавших замучились обивать пороги инстанций.
Солидный ущерб
– Я – медсестра хирургического отделения, – рассказывает Елена Карлина. – Утром 19 июня 2018 года приехала на работу, оставила свой автомобиль на парковке, прилегающей к поликлиническому отделению в Автозаводском районе Нижнего Новгорода. В 10 часов утра услышала грохот, выбежала на улицу и увидела, что мой автомобиль весь облит цементным раствором, лобовое стекло разбито. Повреждены были и другие машины.
По соседству с поликлиникой идёт стройка. В тот злополучный момент работали бетономешалка и бетононасос. По словам Елены Васильевны, специализированная техника находилась за пределами стройплощадки, без ограждений, предупреждающие знаки отсутствовали.
– Во время проведения работ у машины, которая поднимала и заливала бетонный раствор на высоту, под давлением разорвало рукав, – рассказывает Елена Карлина. – Через этот самый разрыв бетон с большой высоты выплеснулся на автомобили, которые находились на парковке. Всего было повреждено семь машин. Чудом не пострадали люди. Из одного автомобиля мамочка с ребёнком вышла буквально за минуту до происшествия. Самое ужасное, что на нас, чьё имущество пострадало, никто не обращал внимания. Водитель специализированного автомобиля, залатав рукав подручными средствами, продолжил работы. Никто из представителей застройщика к нам не вышел. Люди сами вызвали сотрудников ГИБДД.
В тот же день Елена Васильевна отправилась в экспертную организацию, согласно заключению которой ущерб составил 552 тысячи рублей. Починить машину можно, вот только её надо полностью перекрасить, заменить стёкла, фары, зеркала и пластиковые детали.
Замкнутый круг
Казалось бы, всё очевидно. Есть повреждённый автомобиль, есть фото и видео с места событий. Однако 23 июня было вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела по статье 167 (причинение вреда имуществу) в связи с отсутствием событий преступления. Также в документе указано: «Ущерб автомобиля на данный момент объективно ничем не подтверждён».
В течение нескольких месяцев было пять раз отказано в возбуждении уголовного дела и пять раз указанное решение отменялось прокуратурой Автозаводского района – материал направлялся для проведения дополнительной проверки.
Один из отказов в возбуждении уголовного дела вынесен 24 октября. Из постановления следует, что «разрыв рукава произошёл вследствие того, что бетоновод забился двумя крупными камнями, а подрядчик не обеспечил безопасное проведение работ по подаче бетона – не оградил место проведения работ». Там же указано о назначении проведения трассологической и автотехнической судебной экспертизы экспертами Приволжского регионального центра судебной экспертизы Минюста России. Однако поскольку на момент окончания срока проведения дополнительной проверки результаты экспертизы не были готовы, то принять объективное решение не представлялось возможным. Как следствие – новый отказ в возбуждении уголовного дела.
Интересно, что 25 октября это решение было вновь отменено прокуратурой и возвращено для проведения дополнительной проверки. Тогда же подтвердились доводы Елены Карлиной о затягивание процесса, в связи с чем прокуратурой района на имя начальника отдела полиции № 1 было внесено требование об устранении нарушений федерального законодательства. Ждём результатов.
Кто виноват и что делать?
Добровольно возмещать ущерб застройщик, похоже, не собирается.
– Вначале попытки были. Ко мне обращался владелец спецтехники, и я была согласна на мирное решение вопроса. Однако дальше разговоров и предложений о том, чтобы я пересмотрела стоимость ремонта, дело не пошло, – рассказывает наша читательница. – Оценка ущерба произведена специалистами. Так что всё объективно.
Юристы советуют Карлиной подавать в суд. Вот только на кого?
– Ситуация осложняется тем, что виновный не установлен, – говорит Елена Васильевна. – Есть застройщик, есть генподрядчик, который предоставил договор подряда с фирмой «Параллель», та в свою очередь наняла субподрядную организацию, владеющую спецтехникой. Это значит, что для начала надо выяснить, кто же в этой цепочке виновен. В любом случае я отступать не намерена. Надеюсь на возбуждение уголовного дела, но если потребуется, то буду искать справедливости в суде.
Редакция «НП» направила официальный запрос в прокуратуру и руководителю компании-застройщика. Одновременно мы проконсультировались у юристов службы защиты прав водителей. Оказалось, что ситуация, в которую попала наша читательница, далеко не редкость.
– Если ущерб автомобилю был нанесён в результате ремонтных работ, процедура привлечения к ответственности и получения компенсации усложняется, потому что не всегда известен виновник случившегося, – отметили юристы.
Если вы попали в подобную ситуацию, в обязательном порядке вызывайте на место инспекторов ГИБДД. Они должны составить акт, зафиксировав все обстоятельства произошедшего.
– В дальнейшем это может помочь выявить виновного, – уточняют в службе защиты прав водителей. – Тогда можно будет потребовать компенсацию. Делать это лучше письменно. Размер выплаты определяется на основе экспертного мнения. Если виновник отказывается делать ремонт или выплачивать компенсацию, то вопрос придётся решать в суде. К исковому заявлению следует приложить всю имеющуюся подтверждающую документацию. Кстати, при повреждении автомобиля наказание осуществляется в соответствии с действующими положениями Гражданского и Уголовного кодексов России в зависимости от ситуации. Уничтожение или повреждение авто по неосторожности попадает под статью Уголовного кодекса.
Как под копирку
Неприятный случай несколько лет назад произошёл с владельцем авто в Канавинском районе Нижнего Новгорода. Тогда, проезжая в зоне строительства метромоста, машина (вся поверхность кузова и лобовое стекло) оказалась забрызгана краской. Поскольку транспортное средства было застраховано, владелец автомобиля обратился за компенсацией. В страховой ему отказали, потому что компетентными органами не были установлены причины и обстоятельства события, а значит, указанное событие нельзя признать страховым случаем. Нижегородец обратился в суд и выиграл дело. Согласно решению суда, страховую обязали выплатить нижегородцу 246 тысяч рублей.
...Как будет развиваться ситуация Елены Карлиной, мы обязательно расскажем.