Великое отступление Российской армии весной — летом 1915 года сопровождалось явлением небывалого свойства и масштаба — переброской из прифронтовых районов предприятий, учреждений и материальных ценностей.
В глубь империи
За короткий срок в тыловые губернии вывезли около 4 тысяч различных учреждений, учебных заведений, заводов, фабрик, монастырей. Только из Риги выехало 170 промпредприятий. Местом эвакуации целого ряда заводов из Рижского промышленного района был выбран Нижний Новгород. Крупнейшим из них стало «Акционерное общество Рижского чугунолитейного и машиностроительного завода «Фельзер и Ко», основанного во второй половине XIX века инженером Карлом Фельзером с компаньонами и производящего чугунное литье, паровые машины и дизельные моторы.
Нижегородцам завод был не в новинку. Именно у нас во время Всероссийской выставки 1896 года продукция рижского «Фельзера» получила в виде награды право клеймения ее имперским орлом. В начале XX столетия это был промышленный гигант с 1000 рабочих и оборотом в 2,5 млн рублей. Перед войной почти половину его производства составляло дизелестроение. Фельзеровскими моторами оснащались электростанции и речные и морские суда, большую часть продукции закупало Военное ведомство, размещавшее на петроградских заводах заказы на постройку боевых кораблей и подводных лодок.
Летом 1915 года фронт приблизился к Риге, началась эвакуация учреждений и предприятий в глубь империи. В июне вышел Высочайший указ о перебазировании акционерного общества «Фельзер и Ко» в Нижний Новгород, и месяц спустя семь эшелонов с оборудованием и полсотни вагонов с 700 рабочими покинули прифронтовой город, взяв курс на берега Волги.
Официальная закладка завода, с положенным в таких случаях молебном состоялась 17 октября 1915 года. Стройка велась ударными темпами, и через год с небольшим первая очередь производства, с кирпичными корпусами и 5-верстной железнодорожной веткой, вступила в строй.
Все для победы!
Вторым по величине производством, эвакуированным в Нижний, стало «Акционерное общество Рижского металлического завода «Этна». В июле 1915 года в город прибыли 200 рабочих с семьями. Собственником предприятия вскоре стал Торговый дом «А. Б. Фрадкин и сын».
В пустынной местности за Канавином закипела работа по постройке новых кирпичных корпусов, складов. Отношением министерства торговли и промышленности № 952 от 17 января 1916 года сообщалось, что, согласно Высочайшему соизволению, учреждается «Акционерное общество Нижегородского металлического завода «Новая Этна». Вскоре вошли в строй волочильные, цепочные и гвоздильные цеха, которые в августе 1916-го произвели первую продукцию.
В конце декабря 1915 года начались работы по возведению в заречной части города железоконструкционного завода под фирмою «Молот», принадлежавшего рижскому купцу М. М. Трубеку.
Акционерное общество по производству инструментов «Отто Эрбе», созданное в Риге в 1895 году и эвакуированное на Волгу, со временем выросло в Горьковский металлургический завод.
Предприятия прибывали одно за другим: из Риги — замочная фабрика фирмы «Гермингауз и Ферман», завод акционерного общества стальных перьев и акционерное общество льняной и джутовой мануфактуры; из Вильны — военно-сапожная фабрика наследников Г. Эпштейна; из Петрограда — механический завод И. Динермана.
Варшавская обмундировочная мастерская прибыла из Витебска. По данным краеведа И. Л. Матвеевой, фабричное оборудование — 400 швейных машин — прибыло на новое место 19 сентября 1915 года и расположилось в здании доходного дома Сергея Рукавишникова на Нижне-Волжской набережной (теперь это швейная фабрика «Маяк»). В годы войны в мастерских по пошиву шинелей, гимнастерок и нательного белья для действующей армии трудилось 400 вольнонаемных, в основном работниц и надомниц, и 240 военнопленных.
Новые предприятия возникали и в уездах. На базе перемещенного из Петрограда Охтинского порохового завода близ станции Растяпино в Чернорецкой волости Балахнинского уезда выросли цеха Нижегородского завода взрывчатых веществ. Заводы вступали в строй, начиная работать под лозунгом «Все для фронта!»
Станислав Смирнов