Site icon Нижегородская правда

Большие планы на экранопланы

Главное отличие «Чайки-2» от экранопланов прошлого — высокий уровень унификации

Разработку экраноплана, уникального транспортного средства, сочетающего свойства корабля и самолёта, возобновили в Нижегородской области. Аппарат будет передвигаться над водой на высоте примерно 3 метров, используя экранный эффект, со скоростью до 500 км/ч.

Наследники «Каспийского монстра»

Проектом занимается Центральное конструкторское бюро по судам на подводных крыльях (АО «ЦКБ по СПК им. Ростислава Алексеева»). Кстати, именно Ростислав Алексеев и его коллеги разработали самый первый в мире экраноплан в 1980‑х годах.

– Изобретение нижегородских конструкторов несколько десятилетий назад поразило весь мир. За рубежом его окрестили «Каспийским монстром» за уникальные свойства и фантастическую скорость. В прошлом веке были построены несколько таких судов: три десантных «Орлёнка» и один ракетный – «Лунь», – отметил первый заместитель губернатора Евгений Люлин. – К сожалению, в конце прошлого века проект забросили из-за недостатка финансирования. Мы чуть было не потеряли навсегда уникальные, перспективные технологии. Сейчас есть все шансы возродить производство легендарных машин.

В настоящее время разрабатывается несколько моделей для самых разных целей.

«Чайка» набирает высоту

Все проекты находятся в высокой степени проработки.

– Морской экраноплан нового поколения А‑050 (или «Чайка 2») сможет выходить на необорудованный берег, лететь над водой, а при необходимости – подниматься в воздух на высоту до 3 тысяч метров, преодолевая препятствия, – рассказал Евгений Люлин.

«Чайка 2», по словам председателя совета директоров – генерального конструктора АО «ЦКБ по СПК им. Р.Е. Алексеева» Георгия Анцева, полностью отечественный аппарат, оснащённый российскими турбовинтовыми двигателями, стоящими на самолетах Ил-114, авионикой.

Экраноплан оборудован шасси, может садиться на обычных аэродромах и лететь под облаками, как самолёт. Он универсален по базированию – вода, необорудованное побережье, аэродром. Машина способна перевозить до 110 пассажиров, развивать скорость до 500 км/ч, дальность полёта составляет 4500 километров.

Она имеет сложное крыло типа биплана. Такая конструкция позволяет совершать укороченный взлёт и посадку. Аппарату, как и бипланам прошлого века, достаточно для этого 150 – 200 метров. Полезная нагрузка 12 – 14 тонн, что сопоставимо с самолётом Ил-18.

Примечательно, что по такому показателю, как взлётная масса, «дедушка» нынешних экранопланов, спроектированный во второй половине прошлого века самим Ростиславом Алексеевым, опередил модели европейского концерна «Аэрбас» на 40 лет. И это на двигателях 1960‑х годов! Сегодняшний аппарат, построенный по судовым технологиям, то есть его корпус, более прочный, чем у самолётов, оснащён современными двигателями, превосходящими те, что имелись в распоряжении Алексеева.

«Ракета» для севера

Наследники знаменитого конструктора работают в тесной кооперации с Объединенной авиастроительной корпорацией, нижегородским заводом «Сокол», авиастроительными предприятиями других регионов Поволжья, выступая в роли проектанта и системного интегратора проекта. Производство же планируется разместить на собственных площадях ЦКБ по СПК.

Говоря об экономической целесо­образности строительства и использования «Чайки 2», генеральный конструктор заметил, что по стоимости она будет сопоставима с самолётами соответствующего класса. Разработка ведётся за счёт собственных средств предприятия.

Ещё один пассажирский экраноплан А‑020 (или «Ракета‑3») предназначен для круглогодичной скоростной перевозки 40 пассажиров. Проект очень востребован в регионах Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов, где слабо развита сеть автомобильных дорог, а период навигации привычного водного транспорта очень небольшой из-за суровых погодных условий.

– Новые инновационные проекты в сфере судостроения позволят нашим предприятиям получить дополнительные заказы, что сейчас особенно важно для восстановления региональной экономики. В частности, возрождение строительства экранопланов – вопрос не только престижа Нижегородской области, но и загрузки ряда наших предприятий, – заявил первый заместитель губернатора.

Евгений СПИРИН

Exit mobile version