Брендовые затеи
В Нижнем Новгороде появились новые банки с хорошо известными именами. Вот только этисамые имена, точнее бренды, ассоциируются у большинства горожан совсем с другими сферами деятельности. Например, с продажей сотовых телефонов или страхованием. Чем интересен новым игрокам конкурентный банковский бизнес? И много ли шансов в нем преуспеть?Масштабность сети меняет сферыСотовый ритейлер «Связной» и страховая компания «Росгосстрах» (РГС), о которых речь, – как говорится,разного поля ягоды. Но, по крайней мере, одно сходство у них все-таки есть: собственные развитые сети обслуживания клиентов. А это уже большое преимущество при выходе на банковский рынок. У большинства российских банков немного отделений. Масштабной сетью обладает лишь Сбербанк, имеющий около 20 тысяч подразделений по всей стране.РГС с тремя тысячами отделений и «Связной» со своими 2,3 тысячи салонов занимают, соответственно,второе и третье места по количеству точек. — Сесть «Росгосстраха» уже предоставляет определенный сервис в сфере финансов. И если можно через нее продавать два не связанных между собой продукта, то почему бы этим не воспользоваться, – рассуждает директор центра маркетинговой стратегии и исследований ВТБ24 Дмитрий Лепетиков.– В эту схему укладывается и «Связной».Кроме сотовых телефонов в магазинах можно продавать еще что-то,интересное многим людям, – например, банковские карты. К тому же рынок телекома в России уже очень насыщен. Активные игроки, добившиесятам успеха, понимают, что надо идти в другие сферы, тоже высокотехнологичные и достаточно развитые, там применять свои бизнес-навыки. Пример «Связного» как раз об этом, и он свидетельствует о потенциале банковского рынка.Да сервис мы, просто сервис…Между тем президент ГК «Росгосстрах» Данил Хачатуров во время визита в Нижний Новгород утверждал, что агрессивного развития банковского бизнеса как такового компания не планирует. Мол, РГС-Банк будет обслуживать в основноминтересы группы и ее клиентов. «Основная стратегия вбанковском бизнесе у насочень простая: максимально комфортно обслуживать клиентов в наших отделениях. Условно говоря, можем произвести страховую выплату на карту, если это удобно клиенту. Если у него нет карты, можем выдать. Это не продажа услуги, а сервис, – говорит Хачатуров. – Мы не продвигаем активно банковскую услугу вообще. Мы не можем конкурировать ни со Сбербанком, ни с ВТБ, это совершенно разные ниши».Все это, впрочем, не мешает РГС-Банку предлагать широкий перечень банковских услуг как юридическим, так и физическим лицам. А по итогам 2011 года организация вошла в ТОП-55 российских банков по объему кредитного портфеля предприятиям малого и среднего бизнеса. Берите кредит по мобильникуРуководство «Связного Банка», напротив, заявляет весьма амбициозные цели: до 2015 года войти в пятерку крупнейших «пластиковых» банков,в топ-10 по размерам розничного портфеля среди частных банков и собственной сети обслуживания. Программа-максимум — создать не просто кредитный банк, а «лучший расчетный банк в стране». Владелец ГК «Связной» Максим Ноготков убежден, что банк будущего – это мобильный телефон, который станет аналогом кошелька и позволит оплачивать покупки и различные услуги. Смело? Но в успех идеи продавать банковские продукты через сеть салонов сотовой связи тоже мало кто верил. Однако пока ее авторы опровергают скептиков. «Связной Банк», стартовавший в 2010‑м,уже вошел в ТОП-50 по основным показателям розничного бизнеса, а по карточному кредитному портфелю на конец 2011 года оказался в десятке лидеров. Расталкивая локтямиНижегородская область стала одним из российских регионов, где открыли свои филиалы и «Связной Банк», и «РГС-Банк».«Количество кредитных учреждений у нас с каждым годом растет. Появляются иновые структуры с современным осмыслением банковской деятельности, – говорит начальник ГУ ЦБ по Нижегородской области Станислав Спицын. – Каждая приходящая сюда организация надеется, что растолкает локтями соперников, займет какую-то нишу и будет получать доход. Это конкуренция, которая позволяет рынку расти и развиваться. Важно, чтобы при этом его участники выполняли наши нормы и правила». По мнению Станислава Спицына, новых игроковна конкурентный банковский рынок привлекает особенность этого бизнеса: только банкам дано право принимать вклады населения, использовать остатки средств на расчетных счетах клиентов, занимать деньги на межбанковском рынке. Кстати, в одном из своих многочисленных интервью Максим Ноготков на вопрос о том, почему он решил создать банк, ответил предельно лаконично: «Потому что в банках деньги». Нанимайте сразу командуВпрочем, любой новый бизнес – этоне только возможность заработать, но и дополнительные риски, отмечает управляющий нижегородским филиалом ВТБ24 Георгий Гречин. «А новый игрок может оказатьсяне менее профессиональным, чем действующие, – считает он. – Можно не знать всех нюансов банковской деятельности, но правильно сформировать команду,которая реализует твои амбициозные цели. Как правило, нанимается персонал из действующих банков — лидеров отрасли.И в этом случае шансы преуспеть в новом бизнесе достаточно велики».