Былое и настоящее Светлояра
Есть на нижегородской земле около села Владимирское озеро дивной красоты, получившее в честь славянского бога солнца Ярилы название — Светлый Яр. Этому озеру больше 10 тысяч лет, и овеяно оно сказаниями и легендами. Главная из них о граде Китеже, не сдавшем захватчикам и на глазах воинов Батыя ушедшем в глубь Светлояра. Испокон веков рассказывают люди о чудесах и исцелениях, происходивших на его берегах. Ученых удивляет прозрачность и уникальные свойства воды этого озера. Если налить ее в емкость, она не портится несколько лет. Отовсюду православные паломники едут к этому святому месту помолиться. А что касается просто нижегородцев или гостей села Владимирского, то для многих из них к сожалению, посещение Светлояра, превратилось в дань моде.В последнее время, например, стало популярным отмечать ночь на Ивана Купалу — с 6 на 7 июля, когда у Светлояра собирается не одна тысяча людей. В прошлом году, когда во Владимирское приезжал губернатор Нижегородской области Валерий Шанцев, в июльскую ночь там оказалось около 20 тысяч человек. Многие из них приехали справлять оказавшийся вдруг популярным языческий праздник. Между тем 24 июня по старому стилю, а 6 июля — по новому в селе Владимирском издревле отмечался праздник иконы под тем же названием.Вернее наоборот — это село было переименовано в честь иконы Пресвятой Богородицы Владимирской. Дело в том, что село, стоявшее на берегу речки Люнды, еще лет 200 назад называлось тоже Люндой. А когда в 1762 году построили в этом селе деревянный храм в честь и славу Богородицы и иконы ее «Владимирской», был установлен и праздник этой иконы. Отмечался он три раза в году: 3 июня, 6 июля и 8 сентября (по новому стилю). С тех пор паломники шли не только к озеру Светлояр, но и в сельский храм для молитвы в дни престольного праздника. «Куда идешь? — спрашивал по преданию один. — «К Владимирской!» Поэтому село вскоре и сменило свое первоначальное название.Былой святости у большинства современных посетителей Светлояра не наблюдается. Люди будто забывают, что приезжают к святому озеру и превратили его в место отдыха и купания со всеми вытекающими отсюда последствиями. Ведь наш народ отдых без выпивки, сквернословия и разгула низменных страстей себе не представляет. А уж что остается после такого времяпрепровождения на берегах Светлояра, думаю, объяснять не надо.- С давних времен это место было очень почитаемо, — говорит экскурсовод историко-художественного музея «Китеж» села Владимирского Воскресенского района Ирина Медведева. — До XIV века, пока марийцы населяли эту местность, здесь совершались всевозможные обряды, и это были святые места. Люди вели здесь себя должным образом. Если было кострище, то одно и такое, чтобы не вредить ни озеру, ни природе. А когда русскоязычные племена пришли сюда, то первыми облюбовали эти места и почувствовали силу Светлояра старообрядцы. Они искали землю обетованную, светлый град Китеж по всей планете и думали, что возможно именно здесь их поиски увенчаются успехом. Вели они себя на Светлояре правильно, как говорит в пьесе Горького «На дне» Лука, а поэтому были счастливы.Кстати, сотрудники музея недавно узнали, что родственники нашего великого земляка — жена его дяди Якова Каширина родом была из села Владимирское, и бабушка писателя там бывала. Она и рассказала Алеше Пешкову легенду о граде Китеже, а потом эта тема неоднократно в его произведениях всплывала.- Ученые, исследуя это место, — продолжает Ирина Владимировна, — утверждает, что оно действительно оздоравливает. Но оздоравливает только в том случае, когда люди правильно себя ведут. То есть приходит сюда духовно настроенными, не вредят природе. А если ведут себя с точностью до наоборот, звонят, к примеру, по сотовому телефону в грозу на берегу озера, то и тонут, и гибнут. Число жертв на озере словно предупреждение: люди, одумайтесь, что же вы делаете!.. Раньше, в середине XIX века на берегу озера стоял маленький домик, в котором жила Мать Мария, жили здесь и монахи, рыли землянки. Они ушли от мирской жизни, молились за людей и чистили озеро. А люди приходили к ним за исцелением или советом.Озеро тогда было чистое, никаких досок вокруг него и купален не было. Ходили и даже оползали Светлояр, по словам И.В. Медведевой, паломники и монахи, не торопясь, не обгоняя друг друга.Когда старообрядцы у озера жили, то в его воду боялись заходить, а только умывались. Первым, по преданию, вошел в воды Светлояра якобы писатель Короленко, чтобы показать, что ничего страшного в этом нет. Но документально это не подтверждено. А теперь место у озера из святого превратилось в пляжное. Для наших людей ведь золотой середины не существует. Гулять так гулять!- Сознание видно не на том уровне, — говорит Ирина Владимировна. — Когда ходят по музею посетители и объясняешь им, что для того, чтобы жилось лучше, чтобы они были здоровы духовно и физически, следует вести себя правильно. И все они вроде бы заинтересованно слушают, но потом поступают неподобающим образом. К нам приезжают отовсюду, семьями приезжают, чтобы духовно наполниться, напитаться, узнать что-то интересное, а видят здесь голые тела с шашлыками и водкой, плещущиеся и замутняющие воду. Озеро, конечно, обладает такой силой, что частично очищается, но не совсем. Если человек с благовением входит в воду, он получает благодать этих мест. А если он негативно себя ведет, то вредит, прежде всего, самому себе. Если кто-то сквернословит, вырабатывая из себя негатив, то рано или поздно все это вернется к нему, но в усиленной дозе. Потому что такой человек притягивает зло. А если человек все время излучает добро и желает добра другим, он и здоров, и с ним всегда приятно общаться окружающим.Выяснилось, что мест заповедных, исторических, экологически чистых в Воскресенском районе много, есть там и другие святые озера. Просто они не так раскручены, как Светлояр. В районе в настоящее время уделяется серьезное внимание развитию туризма, разработаны различные интересные маршруты.