Заслуженный учитель, ветеран труда Маргарита Петровна МАЛКИНА 33 года отработала педагогом среднего профессионального учреждения по обучению строительному делу. Теперь её мечта – создать в нижегородском техникуме отраслевых технологий (так сейчас называется бывшее ПТУ № 41) музей строительного дела, аналогов которому нет в России. Экспонатами должны стать уникальные наглядные пособия, которые долгие годы создавались руками самих преподавателей и учеников.
Терпение и труд
По профессии Маргарита Петровна инженер-строитель, до того, как в 1967 году стать преподавателем ПТУ № 41, отработала по специальности десять лет. Сейчас ей за восемьдесят, она давно на заслуженном отдыхе, но душой по-прежнему с родным техникумом. Не прерывает связь со своими выпускниками, переживает за нынешних студентов – смогут ли им привить такую же любовь к родному делу, с которой и поныне живут те, кого она научила строительному мастерству?
– Наше учебное заведение входило в число лучших профучилищ области, а всего было их тогда 122, – рассказывает она. – Мои ученики давно выросли, обзавелись семьями, многие получили высшее образование и другие профессии, но по-прежнему преданы своему училищу. Среди них есть врачи, учителя, директор спортивной школы, учёный. Но какую бы впоследствии профессию они ни выбрали, раннее трудовое воспитание помогло им найти правильный путь в жизни.
Идея создать музей строительного дела родилась у педагогов и выпускников техникума давно. Маргарита Петровна вспоминает, как один из её воспитанников, попавший в Афганистан, прислал ей свою фотографию, на обороте которой кроме привычной надписи «На память любимому педагогу» была приписка: «Для музея». А одному из своих выпускников она показала карикатуры, которые он рисовал на неё на уроках, подписывая «На память».
Ручная работа
– Наша столярная мастерская была тогда одной из лучших в стране, – констатирует педагог. – А какие у нас были пособия для обучения отделочников! Ребята учились на лучших мозаиках наших выпускников – это уникальные работы на разные темы: мира, творческого труда, стремления к знаниям. В них вложена частичка души мастеров и выпускников учебного заведения. Ведь у нас готовили отделочников-мозаичников для строительства Горького.
Работы выпускников украшают здания по всему городу – они принимали участие в отделке Дома художественных промыслов, ТЮЗа, обкома партии, Дома политпросвета и других известных зданий. Группу выпускников техникума приглашали даже строить в 1980 году олимпийскую деревню и стадион «Лужники». На традиционные встречи выпускники приносили свои эссе – о своей работе, о том, что делало государство для профессиональной подготовки молодёжи. Из них была создана коллективная «живая книга», которая, по задумке Маргариты Петровны, тоже станет частью экспозиции музея строительства.
Но основой экспозиции должны стать наглядные пособия, которые изготавливались вручную самим преподавателями и выпускниками.
– Наглядных пособий всегда не хватало, и педагоги вырезали из дерева различные строительные детали, стропила, узлы, технологические перегородки – в общем, всё, из чего состоит дом, а также все инструменты, с помощью которых его строят, – Маргарита Петровна раскладывает фотографии с уникальными изделиями. – На этих пособиях ручной работы выучилось не одно поколение строителей.
Раритеты в подвале
Правда, пока эти раритеты Маргарита Малкина может продемонстрировать только по фотографиям.
– Во время последнего ремонта они были вынесены из кабинетов в подвал, да так там и остались, – переживает заслуженный учитель. – А ведь это бесценные свидетельства того, как развивалось строительное дело в стране.
Сейчас Маргарита Петровна беспокоится за их сохранность, ведь каждое изделие существует в единственном экземпляре. Не достигнута пока договорённость с руководством техникума о месте, где будет базироваться музей. По мнению Маргариты Петровны, он должен располагаться в том корпусе техникума, который был выделен ему ещё строительным трестом, тем более что расположен в шаговой доступности от двух школ.
На защиту исторического места для музея и уникальных пособий, запертых в подвале, встала и возглавляемая Малкиной инициативная группа из преподавателей и выпускников техникума. Как считают единомышленники, экспонаты музея позволят каждому, от мала до велика, увидеть конкретный труд людей многих профессий, воплощённый в окружающую нас жизнь. Особенно важно это для подростков, которые ищут свой путь. В областном правительстве идею энтузиастов поддерживают.
– Создание музея в профильном учебном заведении будет способствовать формированию чувства патриотизма, осуществит трансляцию опыта предшествующих поколений в области строительства и технологий, – сообщила в ответ на наш запрос и.о. министра культуры Татьяна Маврина. – На базе музея можно проводить занятия по профессиональной ориентации для абитуриентов и школьников, а также профильные дисциплины для студентов техникума, например, «Введение в профессию», где с помощью наглядных пособий и экспонатов будет представлена эволюция строительной отрасли в целом и история учебного заведения в частности. Именно поэтому проект создания музея будет актуален не только в Нижегородском техникуме отраслевых технологий, но и в других учреждениях среднего профессионального и высшего образования области.
Сейчас вопрос воплощения этой идеи находится на рассмотрении в Нижегородском государственном историко-архитектурном музее-заповеднике. Так что, возможно, мечта Маргариты Малкиной всё-таки сбудется.