На сцене гордо красуется Нижегородский кремль на залитой солнцем горе, ладья под белоснежным парусом неспешно скользит по речной глади – к красавице Куме приезжают гости… Именно так начинается опера Чайковского «Чародейка», самая нижегородская из всех опер, недавно с триумфом вернувшаяся на сцену театра оперы и балета.
Возвращение
Не каждый город удостоился такой чести – быть увековеченным в опере, поэтому то, что «Чародейка» после многих лет снова вернулась к нижегородцам, в театре называют исторической справедливостью.
Действие оперы происходит в Нижнем Новгороде в последней четверти XV века. В основу музыкальной трагедии положена известная нижегородская легенда о Куме-Чародейке. Её главные герои – князь Курлятьев, его жена и их сын Юрий. Любовь отца и сына к молодой вдове, красавице Настасье, которую прозвали Чародейкой, и стала основой для драматических событий, о которых рассказывает опера.
Постановщики спектакля Сергей Вантеев и Вадим Милков-Товстоногов создали красивый и зрелищный спектакль, который, несомненно, станет украшением репертуара театра и позволит нижегородским любителям оперы в очередной раз оценить вокальное мастерство любимых исполнителей.
Образы
Молодая вдова предстаёт перед зрителем не хрупкой девушкой, а знающей себе цену умудрённой опытом женщиной, способной очаровать не только красотой, но хитростью и умом. Аида Ипполитова в этой роли исполнена страсти и силы, покоряет зрителей красотой своего голоса. Истинным властителем показал князя Владимир Боровиков. Гордый, властный, привыкший к повиновению, его герой сначала сам не верит в свои чувства и словно заново открывает для себя окружающий мир. Глядя на него, понимаешь, что любовь может изменить, а то и растоптать самого сильного человека. Хитрый взгляд и повелительные жесты придают образу глубину, а неподдельная страстность исполнения наделяет этого вовсе не положительного героя огромным очарованием.
Хороша и княгиня – Елена Шевченко. Она очень точно драматически показала всю трагедию жены и матери, преданной и отомстившей. Свою героиню она сыграла со множеством полутонов, и вот маска сброшена, бедная странница превращается в торжествующую соперницу, а потом в убитую горем женщину, в погоне за любовью потерявшую всё…
Великолепен Михаил Наумов в образе дьяка Мамырова. Холодный и цепкий религиозный фанатик, он уверен в своей правоте, преследуя околдовавшую князя чаровницу. Месть можно понять: забыв преданную службу, князь по мановению руки красавицы унижает дьяка перед чернью, заставляя плясать со скоморохами. Артист безукоризненно отыгрывает все эмоции своего уязвлённого в самое сердце героя – от оскорблённого достоинства до беспощадной мстительности, придавая голосу множество оттенков то елейной преданности, то беспощадной злобы.
Княжич – Александр Зубаренков – подкупает эмоциями. Он показал своего героя страстным и готовым на всё ради любви. Но главное – все вокальные партии исполнены мастерски и хороши как соло, так и в дуэтах. Семейная сцена ссоры в княжеских палатах смотрится так естественно, что забываешь, что ты на опере.
Красота во всём
Сценография спектакля выверена и продумана до мельчайших деталей. От декораций с кремлём, неслышно скользящих по сцене ладей, убранства заезжего двора Настасьи и княжеских палат до богатых, исторически достоверных костюмов и предметов быта, появляющихся на сцене лишь на миг. Вот братина, из которой пьёт вино князь, очарованный Чародейкой, вот перстень, что он бросает ей в знак признательности и покровительства.
Особенно эффектно выглядят настоящие листья, которые, кружась, падают на сцену по ходу спектакля. Лёгкий и почти настоящий снег тоже мгновенно создаёт нужную атмосферу, словно предрекающую мрачный финал. А уж когда деревья у реки мгновенно обледеневают, хочется крикнуть браво всем, кто создал эту красоту, особенно художнику-постановщику Ивану Совлачкову, подарившему нижегородцам эту сказку. Устрашающе выглядят голые сучковатые деревья, словно ниоткуда появляющиеся в финале. Огненные всполохи, молнии, пугающая огромная тень впавшего в безумие и мечущегося по сцене князя – красивейший апофеоз трагизма истории любви. Финальный хор трогает до слёз, и в этот момент понимаешь, что опера стоит того, чтобы прийти на неё ещё раз.
12+