Чего боятся дети в городе
«Для меня самое страшное место в городе – заброшеннаястройка у моих окон. Она очень страшная и высокая, а наверху нет стен. Ночьюещё страшнее: я смотрю в окно, а наверху что-то светится. Очень страшно, дажеесли ты дома. Днём я видел там детей. А кто там ночью?» Это слова 9‑летнегомальчика, жителя Нижнего Новгорода. А вы знаете, чего боится ваш ребёнок?Спросите. Ответ может быть неожиданным.Умом не понятьУ взрослых в городе тоже есть страхи. Например: страшнопереходить дорогу с оживлённым движением – может сбить машина. Или страшно идтипо улице ночью либо заходить в тёмный подъезд – могут напасть, ограбить. Вполнесебе обоснованные страхи. Рациональные. У детей они другие.– Современный город ставит сложные социальные задачи. Детямтолько предстоит научиться их решать. А пока социального опыта у них мало. Иони воспринимают город иначе, чем взрослые. Их страхи иррациональны, – поясняетНадежда Радина, профессор департамента социальных наук Нижегородского филиалаВысшей школы экономики, руководитель магистерской программы «Политическаялингвистика». – Например, безлюдные места, где объективно может подстерегатьопасность, дети описывают не с точки зрения реальных угроз. Для детей эти местанаполнены таинственными и пугающими существами…Клоуны и призрак рабочегоСпециально для исследования детских страхов, которое НадеждаКонстантиновна совсем недавно завершила, в Нижнем Новгороде опросили околосотни мальчишек и девчонок 7 – 11 лет. Выяснилось, что есть несколько тем,которые пугают современных школьников больше всего.Темнота. Тут, вроде бы, всё понятно. Детский страх на всевремена. Да и многие взрослые темноту как-то не очень… В ней ощущаетсяневидимая угроза.– Любое место, когда темно, страшное! – признался 8‑летниймальчик. – Мне страшно ходить из музыкальной школы одному вечером, особеннозимой.Безлюдные места, места разрушений, кладбища.– Дети-горожане в подобных местах испытывают ужас, которыйне могут объяснить рационально, – рассказывает Надежда Радина.Вот какое признание сделал первоклассник:– Когда мы идём в школу, проходим сгоревший дом. У него нетодной двери. Он страшный, и там нарисовано чудище. Когда на улице темно, онокак настоящее.Подвалы домов. Интересно, что взрослые как зону рискауказывают дворы и подъезды. А дети – подвалы. Что там?..– В моём доме есть подвал, там очень страшно, – поделился11-летний школьник. – Каждый вечер там зажигается свет. И никто не знает, ктоего зажигает.Парки.– Деревья казались похожими на каких-то монстров с длиннымикорявыми руками, – рассказала 8‑летняя девочка о поздней дороге домой черезЩёлоковский хутор.Она боялась несмотря на то, что мама держала за руку.Общественный транспорт. Почему его можно бояться? Да потому,например, что «на станции метро «Заречная» видели мужчину в каске в узком местетоннеля между поездом и стеной. Как такое возможно? Часто слышны грохотмолотков и странный скрежет. Говорят, это шалят призраки строителей!»Один дома. Дети боятся, что квартира открыта для внешнеговторжения.– Мне страшно одной в квартире, потому что вдруг дьяволыдома, – поделилась 9‑летняя девочка.Вот так, дорогие взрослые…А ещё дети, как оказалось, боятся большого скопления людей,проезжей части. Думаете, из-за машин? Нет. «На дорогах есть люки, под нимиживут крысы и вообще там темно и страшно». Строек и только что возведённыхдомов. И есть ещё «другие в городе»: призраки, пьяницы, колдуны, клоуны иманьяки.К слову, дети назвали многие из тех «зон риска», что указаливзрослые. Но объяснили по-своему.Ни в коем случае нельзя стыдить ребёнка за страхи и смеяться над ними.Фонарик против страха– Мне не встречалось ребёнка, который бы ничего не боялся, –комментирует Надежда Радина. – Страх носит охранительную функцию. Но он может иначать «командовать», мешая жить. Поэтому со страхом надо работать. Сфонариком. Высветить этот страх, сделать его нестрашным – простым, незагадочным.Ты боишься стройки? Я бы тоже боялась. Вдруг что-то на голову упадёт? И никакихтаинственных огней. Постарайтесь переключить на рациональное объяснение. Ненужно взывать: «Как можно бояться того, чего нет?!» Для ребёнка всё это – есть.