Жители страны сократили траты во время походов по магазинам. Средний чек в России достиг минимальных показателей за последние два года. Эксперты подтверждают, что покупатели стали избирательнее и экономят везде, где это возможно.
Продукты воспитания
Исследовательский холдинг «Ромир» подсчитал траты россиян на продукты питания в июле 2018 года. Эксперты пришли к выводу, что в среднем каждый человек сократил расходы на одну тысячу рублей – с 8,36 до 7,48 тысячи рублей, или на 12,2 процента.
По мнению специалистов, такое резкое снижение в первую очередь связано с тем, что многие перебрались на дачи, где смогли сэкономить на овощах и фруктах благодаря собственному огороду. На втором месте – снижающиеся реальные доходы жителей, которые приводят к тому, что люди начинают экономить.
Подтверждение тому – снижение среднего чека жителей при походе в магазин. Этим летом он достиг минимума за последние два года, составив 496 рублей. Последний раз такой маленький чек был зафиксирован в 2016 году: в марте он составил 491 рубль, а в апреле 493 рубля.
Сильнее всего чек снизился в Южном федеральном округе – на 7,6 процента, до 423 рублей, а также на Дальнем Востоке – на 7,5 процента, до 442 рублей. Приволжье оказалось примерно посередине: в нашем округе средний чек снизился на 3,7 процента, до 415 рублей.
Средний чек стал показывать меньшие суммы во всех федеральных округах, за одним исключением. Им стал Северо-Кавказский федеральный округ. Там чек вырос, наоборот, на 15 процентов, или на 92 рубля.
Мнение экспертов с этими цифрами совпадает.
– Потребитель стал вести себя крайне рационально, количество импульсных покупок минимально. Большинство покупателей, причём не только относительно бедная часть населения, но и относительно богатая, очень рационально ведёт себя с точки зрения покупок, – считает гендиректор информационно-аналитического агентства «Инфолайн» Иван Федяков. – У людей есть желание покупать со скидками, по каким-то акциям, сэкономить там, где это возможно. То есть например, не накидываться на самые последние модели устройств, а дождаться, пока они подешевеют, и только после этого приступать к активным покупкам.
По словам экономистов, количество ценников со скидкой будет только расти. Сейчас доля товаров со скидками составляет 20 – 25 процентов от общего объёма продаж. Не исключено, говорят эксперты, что в скором времени их доля составит до трети от всех товаров в супермаркете.
– У потребителя появилась возможность активно экономить благодаря промоакциям, которые в большинстве крупных федеральных сетей работают очень активно и зачастую распространяются на весь ассортимент товаров повседневного спроса и продуктов питания, при желании можно всю корзину составить по ценам со скидками и тем самым серьёзно сэкономить, – отмечает специалист ИА «Финам» Сергей Рожков. – Количество бонусных программ, купонов, скидок будет расти. Все от этого только выиграют. Если вчера масло стоило, например, 100 рублей, а сегодня – 70, то продажи продукта конкретного бренда вырастают в два-три раза.
Об изменении покупательного поведения специалисты говорят уже давно. Покупатели стали тратить меньше не только на еду, но и на одежду, и ходить по огромным магазинам. Рынок перенасытился, а типичный покупатель наконец решил обойтись без очередной пары джинсов. Если уж он и делает покупки, то в период скидок, которые сегодня практически не заканчиваются: коллекции обновляются так часто, что вещи не раскупают, и популярным магазинам ничего не остаётся, как постоянно снижать цены.
Налетай, покупай
Любопытное исследование провели на днях в Высшей школе экономики. Специалисты выяснили, как покупатели ведут себя во время кризиса. Всех опрошенных разделили на три типа в зависимости от того, каким образом они ищут более выгодные предложения: «человек выживающий», «человек калькулирующий» и «человек играющий».
Первый, «человек выживающий», – это, например, пенсионерка, которая может поехать из одного района города в другой только из-за того, что там есть рынок, где овощи стоят дешевле.
Второй тип – «человек калькулирующий». Он управляет своими расходами более эффективно. У него есть куча приложений на телефоне, купоны со скидками и подписка на различные акции.
Третий тип – «человек играющий».
– Такой гражданин, к примеру, поедет ночью в «Икеа» на распродажу, чтобы купить дешевле нужный ему шкаф. Он, в принципе, может позволить себе купить его и днём, но нет, для него поездка в выходной день, ночью будет привлекательнее из-за ажиотажа. То есть такие акции в магазинах вызывают у «человека играющего» чувство какого-то азарта, – рассказала научный сотрудник лаборатории экономико-социологических исследований Высшей школы экономики Регина Романова.
…В целом экономисты отмечают, что россияне впервые так масштабно демонстрируют то, что принято называть финансовой грамотностью. И похоже, что это станет тенденцией. По подсчётам специалистов, реальные доходы россиян снижаются уже на протяжении четырёх лет, и ситуация вряд ли изменится в ближайшее время.