Человек эпохи неограффити
В Нижегородском киноцентре началась демонстрация фильма молодого немецкого режиссера Флориана Гаага «Состав». С особым интересом отнестись к этой премьере есть несколько причин. Ведь лента дебютанта сразу же обратила на себя внимание мирового киносообщества, что бывает нечасто. Да и погружает нас автор в среду, большинству абсолютно неведомую, — среду современных райтеров, создателей граффити. Термин «граффити» существует давно, в исторической науке специалисты обозначают им наскальные изображения древнего человека. Ныне это слово ассоциируется с подвидом молодежной субкультуры, своего рода городским фольклором 21 века. Вооружившись баллончиками с аэрозольной краской, его адепты выходят на улицы мегаполисов, чтобы на любой подходящей поверхности оставить яркие рисунки и надписи в своем стиле. Иногда это оборачивается бедствием — «загрязнением» архитектуры, выливается в визуальную агрессию, разрушающую милое взору обычного горожанина впечатление от родного ландшафта. Фильм Ф. Гаага как раз и знакомит нас с четверкой молодых творцов, этаких мушкетеров, эпатирующих обывателя способом своего самовыражения. Их страсть — тайком по ночам расписывать вагоны электричек в депо. Остроту приключению придают два момента: соперничество с другой группой крутых райтеров и неусыпное внимание полиции, ведущей жесткий отлов непрошенных «дизайнеров». Давид, глава четверки, уже получил за свое творчество условный срок, еще раз попасться — значит пойти в реальную отсидку. Психологическое напряжение ленте «Состав» придают терзания молодого героя. Он азартно мечтает переплюнуть соперников — расписать всего за одну ночь классной композицией целый состав, а не пару вагонов. Но, с другой стороны, Давид сознает, насколько рискует именно сейчас безвозвратно перечеркнуть свою социально благополучную будущность. Более того, пример соратника Тино, для которого «наркотик» граффити стал дороже всего, даже заботы о собственном маленьком сыне, заставляет неглупого парня задуматься, не в тупик ли ведет этот путь. И все же он продолжает гнать свою судьбу по тем же рельсам. Неожиданная и бессмысленная гибель Тино и вовсе побуждает Давида в открытую, днем остервенело писать и писать на городских стенах граффити-реквием по другу. А ночью в память о нем конкурирующие группы неожиданно объединятся и раскрасят-таки целый состав эффектно и жутковато. Чтобы мчал он через весь этот чертов город как манифест… Безыскусно, в нарочито репортажной манере снят фильм. Это позволяет заглянуть молодым героям в глаза и увидеть в них тоску невысказанности, нереализованности. Ощутить их молодую жажду убежать от рутины бытия, обрекающую убирать мусор в кинотеатре или терпеть унылую бюргерскую благопристойность рядовой немецкой семьи. Только ночью, когда ты в маске и с баллончиком краски в руке, мир становится действительно твоим, подвластным бьющей через край энергии протеста и творчества. Вот такая очередная печальная иллюзия очередных романтиков — романтиков 21 века. Тех, что в сумерках городских джунглей выходят на охоту за мгновением счастья призрачной свободы.