Молодая красавица со златокудрым босоногим ребёнком, сжимающим в руке апельсин, на фоне залитой светом неаполитанской бухты и курящегося Везувия. Почти полтора века эта картина была скрыта от глаз посетителей, и вот наконец предстала перед зрителями в Художественном музее во всём блеске после реставрации и раскрыла тайны своей удивительной истории.
Знаменитый швейцарский художник французской школы Луи Леопольд Робер создал картину «Неаполитанка с ребёнком» в 1826 году. Влюблённый в племянницу Наполеона Бонапарта, он наделил свою героиню чертами этой удивительной красавицы. Завораживающая картина была куплена на аукционе известным антикваром, дядей знаменитого живописца и его полным тёзкой Винсентом Ван Гогом, а потом попала в коллекцию одного из богатейших и знатнейших дворян России, коллекционера и мецената князя Николая Юсупова.
Многие годы картина украшала его особняк, один из самых роскошных дворцов Петербурга – Юсуповский дворец на Мойке, тот самый, в котором был убит Григорий Распутин. Оттуда портрет красавицы и поступил в музейную коллекцию НГХМ, и вот первыми после гостей Юсупова его увидели нижегородцы.
– Луи Робер был очень известным в Европе художником, работы его пользовались большой популярностью. Он учился у знаменитого французского художника Жака Луи Давида, потом отправился в Италию, много по ней путешествовал и на этой картине изобразил жительницу острова Прочида в ярком народном костюме, – рассказывает заведующая отделом зарубежного искусства художественного музея Наталья Свирина. – Отражён на картине и культ Мадонны в Италии. Здесь образ красавицы крестьянки с ребёнком на руках перекликается с образом Мадонны в райском саду. Художник изобразил её на фоне цветущих и плодоносящих апельсиновых деревьев, а апельсин – символ райского блаженства в христианской символике, так же как цветок апельсина – символ чистоты и невинности. Этими цветами невесты украшали свадебный головной убор.
Хотя на самом деле тема цветов и плодов апельсина идёт из глубокой древности – они украшали свадьбу Зевса и Геры. Но потом сюжет перешёл в христианство, и апельсин стал своеобразной антитезой яблоку. Плод райского блаженства и плод грехопадения. Мария – новая Ева, но одна погубила человечество, а другая спасла. Не случайно Мадонны часто изображаются на фоне апельсиновых деревьев, а младенец Иисус держит в руках апельсин. Но в картине Робера всё-таки главное – красота женщины, матери и идиллическое умиротворение природы. Художник дарит эти ощущения мира и покоя зрителю.
Убедиться в этом можно, посетив камерный выставочный проект «Земля любви. Очарование неаполитанской провинции», который и представляет эту жемчужину живописи нижегородцам.
Выставка проходит по адресу: Верхневолжская наб.,3
6+