Первый многоэтажный жилой дом для рабочих появился в Нижнем Новгороде в 1927 году и сразу получил название Чернопрудский небоскрёб. Сегодня в это сложно поверить, но на тот момент это действительно был самый высокий дом в городе. Название чернопрудский возникло не случайно: ведь именно на месте, где стоит многоэтажка, когда-то был одноимённый сквер, а рядом пруд, который, кстати, засыпали. Впрочем, обо всём по порядку.
По необычному проекту
Строительство в 20-е годы прошлого века стремительно развивалось. В 1925-м в Нижнем Новгороде было задумано возвести новое жильё по необычному проекту, что подчёркивало бы успешное развитие социализма и заботу не только о руководителях, но и о рабочих, которые долгое время жили вместе со своими семьями в подвалах. Для реализации задуманного в сквере спилили больше двух десятков деревьев и снесли здание электростанции.
Разработку проекта поручили архитектору Александру Александровичу Яковлеву. Об авторе проекта известно, что родился он в Санкт-Петербурге, окончил отделение Высшего художественного училища Императорской академии художеств. До революции работал в Болгарии, потом в Санкт-Петербурге. А после 1917 года трудился на Кулебакском горном заводе, где для рабочих спроектировал посёлок. Среди наиболее значимых его работ в нашем городе – Чернопрудский небоскрёб, квартал на улицах Грузинской и Алексеевской, наконец, Чкаловская лестница в соавторстве со Львом Рудневым и Владимиром Мунцем.
Строительство на углу Алексеевской и Пискунова, а именно там стоит знаменитый небоскрёб, началось в 1926 году. Четырёхэтажный дом горкоммунотдела – таково его официальное название – был рассчитан на 30 квартир. Первый этаж предназначался для шести торговых помещений. Кстати, кафе и магазины есть на этих площадях и сегодня. Отличительная особенность – одноэтажная надстойка над четвёртым этажом в центре, благодаря которой дом и оказался выше остальных. В каком стиле простроен небоскрёб, сказать сложно. Специалисты отмечают, что это некий эксперимент с новым типом жилья. Ведь строить по-старому было нельзя, а как нужно по-новому, ещё не определились. Тем не менее проект, судя по всему, пришёлся по вкусу, потому что примерно в те же годы похожие дома были построены для рабочих Сормова.
Паровое отопление
Дом на Чёрном пруду считался элитным. Ещё бы – речь шла не просто об отдельных квартирах. В каждой из них были просторные прихожие, отдельные кухни с изразцовыми или сущёвскими плитами, духовыми шкафами, кладовые, туалеты и ванные комнаты. А главное – в домах было центральное паровое отопление и водоснабжение – неслыханная роскошь по тем временам.
«На Чёрном пруду закончена отделка четырёхэтажного дома, начатого постройкой в прошлом году. Недавно было произведено испытание отопления и водопровода. Испытание показало, что оборудование полностью соответствует предъявляемым требованиям», – писали в «Нижегородской коммуне» летом 1927 года. Нужно отметить, что ход строительства небоскрёба пресса освещала регулярно. Ведь возведение многоквартирного дома со всеми удобствами было настоящим событием для города. По этим публикациям теперь легко отследить, чего опасались горожане, а чем искренне восхищались.
«Мне хотелось бы рассеять некоторые слухи, которые носятся на том, что Чернопрудский дом поставлен на нехорошем грунте и может осесть и что строительство произведено недоброкачественно. Ничего подобного нет, грунт очень хороший, – сообщал заведующий НКХ т. Станкевич корреспонденту «Нижегородской коммуны». – Что же касается качества строительства, то, как это выявлено рядом специальных комиссий, оно вполне удовлетворительное».
Учитывая, что дому без малого 90 лет, так и хочется сказать: не соврал товарищ Станкевич, рассказывая газетчикам о качестве нового жилья.
Советская элитка
Ещё один момент, который обсуждали горожане, – стоимость коммунальных услуг. Поговаривали, что плата окажется непомерно высокой.
«Это также неверно, – убеждал т. Станкевич. – Например, квартира из двух комнат площадью 35 кв. м будет стоить примерно 13 рублей в месяц (средняя зарплата составляла 46–56 рублей, рабочие железной дороги получали 86 рублей, – прим. авт.). Это оплата будет покрывать себестоимость и амортизацию. С отоплением квартира в две комнаты будет стоить 19 рублей в месяц, причём для облегчения квартиронанимателя раскладка отопления идёт на целый год (отопление центральное)». Вот уже когда люди задумались о том, что плату за отопление стоить делить на 12 месяцев в году, чтобы легче было платить.
Кстати, квартиры в небоскрёбе отнюдь не маленькие: 35 квадратных метров – вероятно, жилая площадь, общая же составляет больше 60, а метраж трёхкомнатных и вовсе достигает 80, а то и 90 «квадратов». Жильё такой площади вполне можно назвать элитным и сегодня. Интересно, что квартиры в нём получали люди из совершенно разных социальных слоёв.
«50% всех квартир будет предоставлено исключительно рабочим, состоящим сейчас на очереди НКХ, у которых особенно скверные жилищные условия. Часть квартир будет предоставлена работникам Красной армии, а часть – работникам, переброшенным из других губерний, не имеющим жилплощади», – писали в областном издании. Имена счастливчиков-новосёлов, всего их оказалось 205 человек, позднее крупными буквами печатали на страницах нижегородских газет. Журналисты, в свою очередь, делали репортажи о семьях, получивших ключи.
«Рабочий трамвайного депо из 23 лет семейной жизни только несколько месяцев жил в верхнем этаже, а так всё время подвал – сырой, мрачный, с грибами в углах», – писал журналист «Нижегородской коммуны» Паняш. Дальше автор описывает, как нравится детям рабочего новая квартира. И уже от себя добавляет:
– В квартирах действительно хорошо: много воздуха, много света… Тут нет керосинового чада, угара печей… С вышки нижегородского небоскрёба – Чернопрудского дома Комхоза город развёртывается пёстро-лоскутным одеялом железных крыш… из-за гребней домовых чердаков открывается вид на Семёновское и Городецкое заволжье, печёрские огороды и сады».
Здесь будет сквер
О самом Чёрном пруде после масштабного строительства остались лишь воспоминания. Хотя водоём, без сомнения, с историей. Первые сведения в нём относятся к XVII веку. Тогда его называли Чёрный или Поганый пруд, потому что именно в него сливались все городские стоки. Кардинально ситуация изменилась в 1831 году, когда купец Медовиков вычистил водоём, высадил вокруг него сад, а в середине установил плавучий храм. Зимой на Чёрном пруду катались на коньках, а летом – на лодках. В 20-е годы прошлого века пруд заилился, денег на его содержание у советской власти не было. В итоге водоём высушили и завалили землёй. Местность вокруг него застроили новыми домами, а на месте пруда разбили сквер.
«К осени около дома на Чёрном пруду будет разбит сквер, произведено осеннее древонасаждение, пруд будет окончательно засыпан», – сообщали в «Нижегородской коммуне».
Кстати, гулять в этом сквере можно и сегодня, тем более что в прошлом году Чернопрудненский сквер пережил серьёзную реконструкцию-благоустройство. В нём сделали световую инсталляцию, обустроили детский городок с качелями, а забором здесь теперь служит самая длинная скамейка в городе протяжённостью 120 метров. Что касается Чернопрудского небоскрёба, то он, конечно, давно не является самым высоким в городе. Однако по-прежнему считается одним из самых запоминающихся памятников регионального значения, да и статуса небоскрёба его никто не лишал.