Site icon Нижегородская правда

Честь имеет! Как ветеран-афганец поддерживает патриотизм в родном селе

Фото Михаила Быкова

Сейчас много говорится о необходимости патриотического воспитания молодёжи. Но, как известно, по-настоящему воспитать можно только одним способом – собственным примером.

Житель Краснооктябрьского района Амир САТДИНОВ воспитывает именно так: почти два года он воевал в Афганистане, а вернувшись – один из немногих сверстников – остался на своей малой родине. И теперь рассказывает местным школьникам, почему война никогда не должна повториться.

На войне как на войне

Амир оказался на войне 19-летним мальчишкой. До этого жизнь складывалась по привычной схеме: родился в селе Малое Рыбушкино Краснооктябрьского района, окончил школу-восьмилетку, дальше – Сеченовское среднее профессионально-техническое училище. В 1983 году был призван в армию. Поначалу и не подозревал, что окажется на войне.

– Наша учебная часть была под Ашхабадом, – вспоминает Амир Аббясович. – Пять с половиной месяцев учился в сержантской школе. Когда её оканчивал, уже знал, куда нас отправят...

Так наш земляк оказался в Шинданде – одном из пунктов дислокации советских войск в Афганистане.

– На условия жизни не жаловались – разместили в казармах, кормили нормально, – рассказывает Амир Сатдинов. – Только есть там совсем не хочется – жара страшная. Днём 50-70 градусов, а ночью перепады до +10. Даже в бушлатах спали.

Долго на одном месте ему сидеть не приходилось – службу Амир Сатдинов нёс за рулём. В составе автоколонны возил строительные грузы от Кушки (город в Туркменистане, самая южная граница СССР) до Кандагара. Расстояние огромное – по дороге ехать около 700 километров. Двое суток в пути в один конец.

Тут-то для новобранцев и началось самое страшное.

Пуля в поле

На парадном кителе Амира Сатдинова – более десятка наград. Есть юбилейные, а есть и боевые.

Медаль «За отвагу» он получил, когда вместе с колонной попал под обстрел.

– Там боевикам удобно было: кругом горы, они стреляли в основном сверху, – рассказывает Амир Аббясович. – Мы их не видим, зато они на нас смотрят, как по телевизору – все перемещения видны.

Колонны из 35-40 машин передвигались строго в дневное время, с 9 до 16, пока не стемнеет. Грузы сопровождали охрана – БТР, зенитные орудия. Ночёвки – строго в специальных точках. Однако и эти меры предосторожности не спасали.

– Под самый страшный обстрел мы попали на точке, – с удивительным спокойствием вспоминает Амир Сатдинов. – Около часу ночи раздались первые выстрелы, кто-то уже спал. Боевики хорошо подготовились. Там рядом деревня была, за ней, видимо, боевики весь день окопы рыли для гранатомётов и миномётов, а ночью начали стрелять.

Укрыться наши солдаты толком не успели, было много раненых. Сатдинов перетаскивал их в окопы, хотя его и самого зацепило. Когда наши вертолёты поднялись по тревоге в воздух, душманов уже и след простыл. Утром раненых забрал вертолёт. А Амир Сатдинов вскоре получил орден Красной Звезды, который дают за личное мужество и отвагу в боях.

Все ужасы войны молодые солдаты воспринимали стоически.

– Там страха нет – не успеваешь соображать что к чему, – объясняет Амир Аббясович. – Просто делаешь своё дело, и всё.

Хотя ужаснуться было чему – видел он и изувеченные тела сослуживцев, и трёхъярусные самолёты со скорбным «грузом 200» в аэропорту.

Но молодёжь всё равно вела себя бесшабашно: ездили без касок, без бронежилетов. Только возле Кандагара надевали всю амуницию. Там была «зелёнка» – непривычная для Афганистана местность, покрытая растениями. В зелёной листве было легко укрыться противнику. И наших ребят там всегда поджидали...

Без страха и упрёков

К счастью, из всего этого кошмара Амиру Сатдинову удалось выбраться живым и невредимым. После Афганистана вернулся домой, в родное село. Начал работать на пожарной машине, потом устроился оператором на автозаправку.

Из пятерых детей его многодетной семьи только он остался на родной земле. Все перебрались в Москву. У Амира Сатдинова двое дочерей, и обе уже тоже учатся в столице.

– Должен же кто-то поддерживать родительский семейный очаг, – говорит он. – Вот я этим и занимаюсь.

А заняться действительно есть чем. Сейчас Амир Аббясович на пенсии, но с утра до вечера они вместе с супругой хлопочут по хозяйству: шутка ли – возделать 33 сотки!

Со своими бывшими сослуживцами практически не общается, но принимает участие во всех мероприятиях афганцев. Часто встречается с молодёжью, рассказывая о пережитом.

– Главное, чтобы на земле был мир, чтобы больше не было войны, – говорит Амир Аббясович.

И ещё важно выполнять свой долг и верить в то, что ты делаешь. И это, наверное, самый главный урок, который ветеран Афганистана может передать молодым.

Exit mobile version