Честь имею!
Первая мировая война, которой в 2014 году минет 100 лет, отмечена массовым героизмом воинов Российской армии. Свыше миллиона солдат были награждены Георгиевским крестом. В списках его кавалеров мы найдем сотни и сотни нижегородцев.
Боевое крещение
16 августа 1914 года из Нижнего Новгорода по железной дороге на войну убыл 37‑й пехотный Екатеринбургский полк. Шесть эшелонов с офицерами и нижними чинами устремились на Юго-Западный фронт. Этой прекрасной воинской части, сформированной еще в 1796 году по указу Павла I и прошедшей через горнила Отечественной, Турецкой и Крымской войн, предстоял долгий боевой путь. Во главе полка – 55-летний полковник из обрусевших немцев Константин Мольденгавер.
Тем временем на полях Восточной Галиции (в то время – Австро-Венгрия, ныне – Украина) развертывалась грандиозная битва, в которой сошлись с обеих сторон 1,5 миллиона солдат. У города Томашов в сражение вступила 10‑я нижегородская пехотная дивизия. Четыре полка, и среди них 37‑й Екатеринбургский, принявший боевое крещение 27 августа 1914 года, нанесли австрийцам тяжелое поражение.
Вот как описывает это историк: «Полк (Екатеринбургский. – Авт.) отбивает атаку австрийской пехоты у фольварка Лащево, берет в плен 1800 австрийцев и 18 орудий. Следующий бой – 29 августа 1914 г. у деревни Павлувка. Тяжело контужен командир батальона капитан Маринов. Бой смещается к деревне Важучин, оттуда к посаду Тышовцы. 30 августа штыковой атакой полк обеспечивает взятие города Томашов и прорыв обороны корпуса Иосифа-Фердинанда».
Кто он, герой?
За смелость и умение комполка Мольденгавер удостоен Георгиевского оружия.
Кто он, герой первых боев? Происхождением из мещан Варшавской губернии, католик, по окончании Варшавского училища прошел все ступеньки карьеры, от прапорщика до штаб-офицера, участник войны с Японией, за которую награжден двумя царскими орденами с мечами.
В тех боях нижегородцы понесли немалые потери. Среди выбывших из строя оказался и начальник полковой пулеметной команды Евгений Гусев. Его служба в полку началась в 1905 году, по окончании Казанского военного училища. Гусева произвели в подпоручики и командировали в Лодзь, где квартировал полк, а два года спустя часть передислоцировали в Нижний. В бою под Павлувкой штабс-капитан Гусев контужен, а у Важучина – тяжело ранен.
Но во многом слаженные действия пулеметчиков и искусство и смелость их командира обеспечили победу русским. Битва завершилась разгромом войск Австро-Венгрии. Пала столица Галиции Львов.
Накал борьбы
А тем временем акцент борьбы перешел на Северо-Западный фронт, и 37‑й полк в составе 5‑го армейского корпуса по железной дороге перебрасывают к Варшаве. Полк форсирует Вислу и вступает в бой, на этот раз с германцами.
А в ноябре – новый маневр. Немцы планируют крупный прорыв у Лодзи, но им преграждают путь части нижегородской дивизии. Наш полк ведет упорные бои у Петрокова, затем наступает на уездный городок Брезины. Потери значительны.
В бою 28 ноября пали смертью храбрых сразу два штабс-офицера. Подполковник Константин Азбукин командовал 2‑м батальоном. За героизм удостоен Георгиевского оружия посмертно. Дмитрий Воробьев, в том же чине, награжден орденом Святого Георгия Высочайшим приказом от 25 июля 1915 года.
Еще больше потери в ходе декабрьских сражений у деревень Рожна Воля и Конопницы. В одном из боев выбыл из строя полковник Мольденгавер: осколок снаряда попал ему в правую ногу у паха.
В разгар великого отступления полк принял полковник Константин Буров. Ему было суждено отличиться в Нарочской операции весной 1916 года. За прорыв немецких укреплений Буров награжден орденом Святого Георгия, затем получил генерал-майора, назначен начальником штаба дивизии. Его преемник Владимир Вольнер, екатеринбуржец с 1892 года, будучи командиром батальона, получил смертельное ранение при форсировании реки Стырь в июне 1916-го, награжден Георгиевским оружием посмертно.
Помимо них кавалерами ордена Святого Георгия и Георгиевского оружия стали офицеры 37-го полка штабс-капитан Иван Болдырев, полковник Леонид Верман, капитан Григорий Киккуль.
Об общем количестве наград свидетельствует донесение командира 241-го Седлецкого полка, прибывшего в марте 1918 года с Румынского фронта на расформирование в Нижний Новгород: «В полку имеются 11 орденов, 515 Георгиевских крестов и 889 медалей за усердие и храбрость». Документ найден автором в областном архиве.
Заметим, что 241‑й полк входил в 61‑ю дивизию второй очереди и сильно уступал Екатеринбургскому качеством кадров и, наверняка, числом боевых наград.