Несколько веков назад ученые заметили, что животные благотворно влияют на состояние больных с физическими и душевными недугами. С тех пор по всему миру стала активно развиваться анималтерапия, в которой лошадей, собак, дельфинов, птиц, кроликов и других животных используют словно "волшебную таблетку".
Российские медики вывели канистерапию (разновидность терапии с животными - прим.ред.) на государственный уровень более 10 лет назад. Сейчас к ней нередко прибегают жители Москвы и Санкт-Петербурга. В Нижнем Новгороде это направление пока развито слабо. Но один педагог-психолог с собакой точно есть. С какими проблемами людям помогают справляться четвероногие друзья, редакции сайта pravda-nn.ru рассказала Рина Козлова.
Еще до поступления в вуз Рина знала, что хочет работать с детьми. Правда, в 17 лет на это смелости не хватило - сначала девушка пошла учиться на биолога. Зато в магистратуре выбрала педагогическое направление. И тема диплома была связана с развитием эмпатии у детей, имеющих домашних животных. В научном сообществе все еще спорят, какая связь есть между питомцами и их хозяевами. Но нижегородка на подсознательном уровне всегда знала об эффективности анималтерапии.
"Я с 12 лет занималась дрессировкой собак в специальном клубе у нас в городе при дворце детского творчества им. Чкалова. И даже когда там нам рассказали про канистерапию, я понимала, что уже знаю это, - поделилась Рина Козлова. - Не так давно пересматривала любимый в детстве сериал "Комиссар Рекс". Там есть серии, где собака помогает девочке, пережившей большую трагедию. Это очень старый сериал, но по тем временам этот способ был инновационным. Для них "собака поддержки" в больнице - новинка. И, видимо, тогда где-то в голове запечатлелась эта идея, что можно помогать с помощью собаки".
Во время пандемии Рина работала в одном из проектов как специалист-психолог. А коллега в тот момент подбирал материалы для статьи про канистерапию. Тогда нижегородка почувствовала, что это отличное направление для роста. Психологу так или иначе придется постоянно учиться, сужать сферу деятельности. Почему бы не объединить любовь к собакам и психологии, если в обоих направлениях уже есть база? Ведь собачникам, ранее не погружавшимся в медицинскую область, как и психологам, впервые дрессирующим животных, намного сложнее заниматься и тем, и другим одновременно.
"Когда просто психологи заводят собаку, им бывает очень трудно, особенно, если крупная собака. Они все с нуля начинают – восхищаюсь и сочувствую. От человека требуется самоотверженность, потому что вся помогающая работа своеобразна. Ты сталкиваешься с трудностями. Каждый специалист задается вопросом – что он будет делать, как помогать? Риски высокие. Можно купить собаку, вложить деньги, силы и пролететь. Учеба недешевая и содержание животного", - сказала героиня.
Канистерапия - это отдельный труд. На занятиях с собакой нагрузка выше: работать нужно и с родителями, и с ребенком, и с животным. У многих есть неудачный опыт, когда они только в процессе осознают, что не готовы включить в свою жизнь и работу собаку.
"Учитывая, что сейчас не сформирован рынок, нет спроса, нужно все по буквам много раз повторять про шерсть и слюни. Даже я, если честно, утомляюсь. В Питере есть собаки, которые помогают онкобольным детям – но и там нужно каждый раз договариваться с заведующим больницы, наладить контакты и систему, что нам можно, что это добро. Чтобы труд был оправдан, должны работать квалифицированные специалисты", - пояснила Рина.
При этом одной решимости для перехода в канистерапию мало. Человек должен пройти повышение квалификации, а собака - аттестацию.
Пес ученый
Специалисты отсортировывают подходящих для работы собак, наблюдая за их поведением при погружении испытуемых в стрессовые условия. Для будущих "собак социальной поддержки" под запретом немотивированная агрессия и боязливость, возбудимость, лаючесть, истеричность. Потому что они будут неуправляемы и быстрее утомятся - то есть не смогут работать с детьми. Играть без разрешения с ребятами они тоже не должны, но этот момент можно скорректировать. Требования кажутся строгими, но практика подтверждает их справедливость.
"Вопреки всеобщему заблуждению, не нужно быть какой-то специальной породы, чтобы стать адвентором, терапевтом или собакой социальной поддержки. Но важны личностные качества, особенности высшей нервной деятельности, - подчеркнула Рина Козлова. - Собака должна быть устойчива и уравновешена, здорова и подходящим образом воспитана. То есть теоретически можно завести какую-нибудь страшную. Например, я могла бы взять ротвейлера, обучить его и заниматься. Но вероятность ниже, что ко мне придут с детьми, боящимися собак, на занятие".
Первая собака Рины - большой ризеншнауцер - не обладал нужными качествами. Поэтому два года назад у психолога появился новый помощник - пудель Фантик. Девушка объяснила, что для работы с детьми он идеально подходит: гипоаллергенен, спокоен и обладает сказочной внешностью.
"Еще собака для такой работы должна быть здорова и очень чистой. Я Фантика мою минимум раз в неделю – перед каждой встречей с детьми. Для пуделя это не проблема, у них особенность шерсти такая, что их все время нужно мыть, чесать, брить. Для некоторых собак и заводчиков это может быть воспринято в штыки, потому что считается, что собаку просто так мыть не нужно. И очень много споров на этот счет, - поделилась опытом Рина. - Но у нас издержки профессии. Особенно, если клиенты – дети со сниженным иммунитетом, важно, чтобы собака на себе ничего не принесла с улицы. К тому же детям свойственно облизывать ошейник, поводок, что-то брать в руки и в рот тут же".
На что способен Фантик?
Психолог рассказала, что на занятия с собакой приводят детей от 2 до 13 лет с разными запросами. Для кого-то важно преодолеть страх перед собаками, некоторые хотят поднять самооценку, ребятам с особенностями здоровья нужны развивающие уроки и социальная адаптация, гиперактивным - помощь с концентрацией внимания. Некоторые родители просто планируют завести собаку, но перед этим хотят на примере безопасного животного посмотреть, как будет с ней взаимодействовать ребенок.
"Есть то, что близко к расстройствам аутестического спектра. Я с этим работаю еще как игровой терапевт, и иногда тут хорошо присоединяется собака. Если ребенок с РАС заинтересован в животном - это можно использовать как мотиватор. Собака хорошо работает и для деток с симптоматикой, близкой к СДВГ (синдром дефицита внимания с гиперактивностью)", - рассказала Рина.
Фантик помогает и на групповом тренинге для уверенности в себе «Я не боюсь». Когда ребенок примеряет роль взрослого, он выходит на другой уровень. Он дрессировщик, что-то решает. Это помогает работать с самооценкой, со страхами. Такое направление у нижегородцев востребовано.
"Некоторым родителям просто нравится идея занятий с собакой. И мы уже обсуждаем – чего бы они хотели для ребенка. Пробуем это сделать. Для кого-то нужны долгие занятия, иногда хватает короткой серии в 4-5 встреч под конкретную цель", - добавила психолог.
Еще до того, как у Рины появился Фантик, он слышала историю из практики канистерапевта - про собаку и мальчика с РАС. Обычно такие дети плохо идут на контакт, в том числе со своими родителями, не любят тактильные прикосновения, мало разговаривают. И специалист рассказывал, что первое занятие у него прошло ровно, а на втором мальчик сам взял маму за руку и потащил к собаке.
"Это настолько не связано с его обычной жизнью, настолько из ряда вон… я подумала как раз тогда, что было бы здорово делать такие вещи", - сказала нижегородка.
У нашего педагога-психолога тоже есть успехи. Например, недавно на занятия пришла девочка, которая очень хотела погладить Фантика, но страх был сильнее. Но спустя некоторое время она осмелилась добежать до миски, положить еду и отойти в сторонку.
"А потом она дошла до Фантика, погладила его и прыгала еще минут пять... И говорила, что это лучше, чем День Рождения и Новый год. Такая маленькая, но огромная радость. И это позитивный опыт, когда ты в моменте понимаешь, что что-то получилось, и мы в правильном направлении движемся", - поделилась Рина.
Специалист добавила, что в случае панических фобий страх перед собаками лучше начинать преодолевать с психиатром или психотерапевтом. А если речь идет лишь о настороженности из-за непредсказуемого поведения животного, то помочь может и психолог. Достаточно все объяснить и показать.
"Меня в детстве кусал пудель. Потом был неудачный опыт, когда кусали более крупные собаки – я все-таки занималась их дрессировкой. Была собственная такса зверская, которая охраняла от меня мясо, будто я правда его воровала. Появилась некая настороженность в какой-то период, но потом быстро прошло, - вспоминает Рина. - Я понимаю, как это работает в голове у собаки, и не остается проблем. Хотя эмоционально на такс до сих пор с недоверием кошусь. Я знаю, что они маленькие, но могут быть зверские. Издержки ситуации. Когда ты долго с каким-то животным и понимаешь, как оно себя ведет, предсказуемость редко пугает. Ты знаешь, что делать, чтобы плохого не случилось. Чем больше ты в это погружен, тем лучше понимаешь, что у нее в голове и процентов быть укушенным мало. С детьми тоже этим занимаемся".
Противопоказаниями для занятий с собакой являются аллергия на животных, инфекционные заболевания в острой фазе и открытые крупные раны.
Как выбрать хорошего специалиста?
Работу собаки и психолога нельзя разделить. Ведь животное - "не волшебная таблетка" от всех проблем, а полезный инструмент в умелых руках. Для каждой ситуации подбираются новые методы, приводящие к нужным результатам. Ведь смысл занятий - не просто игры.
"В то же время здесь присутствует волшебство. Есть категория детей, которые настолько любят животных, для которых это настолько нужное общение, что они перевоплощаются на глазах. Кто-то рядом с собакой замедляется, успокаивается, и ты, наконец, можешь с ним говорить, он тебя слышит. Они носятся по комнате не переставая, но ради собаки согласны приложить волевое усилие и что-то делать с собакой, выполнять требования взрослых, - пояснила Рина Козлова. - Есть категория наоборот (это ближе к расстройству аутистического спектра, но не только): которые ничем не интересуются, им ничего не хочется. Они очень вялые, но с собакой у них загораются глаза, они активизируются, готовы играть".
Канистерапия сама по себе не предполагает классическую игру, когда собака приносит мяч. Но для некоторых ребят это настолько радостный момент, что его специалист использует для решения поставленных задач. Например, игра удобно адаптируется для изучения цветов, дальности расстояния, левой и правой сторон.
При выборе психолога Рина рекомендует в первую очередь обратить внимание на то, комфортно ли работать со специалистом, общие ли у вас взгляды.
Стоит учитывать, что если речь идет про особенное детство и тяжелое состояние – результат от канистерапии не гарантирован.
"С некоторыми диагнозами можно вложить все силы и деньги, что у вас есть, и получить ничего. Так тоже бывает. Хороший специалист – это приближенность к реальности. Нет пустых обещаний, гарантий 100% и слов вроде "все пройдет за два сеанса". Есть суровая правда о вашем состоянии, потребностях и возможный план работы, - подчеркнула Рина. - Когда человек говорит, что за 5 встреч "собака научит вас читать", в это хочется поверить иногда. Но нужно понимать, что все сложнее и в лучшем случае эффект будет временный".
Кроме того, специалист должен уметь внятно объяснить клиенту, зачем и почему он делает. И что нужно делать дома, чтобы поддержать этот результат. По словам нижегородки, если специалист "долго, скучно и сложно вам объясняет, как все есть" – это хороший знак. А вот работа за закрытыми дверями должна насторожить.
"Хороший специалист будет родителей упорно внедрять в процесс, требовать от них, чтобы они дома делали все тоже самое, только чаще и больше. Настаивать на совместной работе. Если все таинственно, загадочно, и вам особо ничего не объясняют – вопрос. У загруженного специалиста действительно может не быть лишнего времени на объяснения, но контакт и общее понимание методики все же важны", - добавила Рина.
Собака в доме
В некоторых ситуациях родители задумываются, не стоит ли завести собственную собаку и обучить ее для постоянной терапии. Это отдельная история. Не стоит рассчитывать, что появление домашнего животного сразу решит все проблемы. Но если ребенок сильно замотивирован на собаку, она может стать важным инструментом. Однако все может произойти как с игрушкой - дома надоест быстрее, чем в кабинете специалиста.
"Собака – это отдельная работа для мамы в первую очередь. Если ребенок с особенностями, то у 90% родителей нет сил, чтобы заниматься собакой и специально ее обучать. Хотя есть такие сочетания, когда родители изначально опытные собачники, им это не напряжно – это может быть отличным вариантом, - заметила Рина. - Есть куча упражнений на счет, на цвета, на количество, которые можно именно как упражнения, элементы занятия выполнять дома. Их бессчетное множество, другое дело – до них додуматься и применить. То есть нужно либо психологическое, либо педагогическое профильное образование, про собак курс прослушать, фантазия бесконечная. Все зависит от того – зачем? Чего мы хотим?"
При выборе собаки в помете важна личная история животного, воспитание и генофонд. Многое зависит от предрасположенности щенков. А вот порода играет меньшую роль. Некоторые собаки настроены охранять, другие всех любят и их этого делать не заставишь. Трудно адаптировать для работы с детьми собак из приютов.
"Если просто хотите завести собаку, можете приходить в разные места, на дрессплощадки, на выставки. Знакомиться с собачниками, разговаривать. В идеале, найти владельцев той породы, которой вы интересуетесь. Допытаться до них. Потрогать собаку, понять, как она живет, поспрашивать. Начать вращаться в этой тусовке, чтобы это не была картинка из кино и интернета о том, как люди держат собак, а был реальный опыт", - советует Рина.
Любая анималтерапия имеет две ветви – направленная и ненаправленная. То, что делает специалист и в принципе может делать родитель (если понимает, что делает) - это направленная терапия. Она предполагает постановку задач и достижение конкретных целей. Другое дело – ненаправленная терапия, когда собака в доме есть как источник любви. Ее можно гладить, чесать, заботиться. При этом ребенок принимает позицию взрослого: есть кто-то более уязвимый, чем он в семье. Он несет ответственность, и это тоже работает.
Пушистый терапевт может стать общим интересом для всей семьи. К тому же животное дает хозяевам психологическую поддержку, позволяет пережить даже тяжелые времена.
"Нужно вычесать и вывести собаку на улицу, убрать за котом. Есть какое-то занятие, которое не зависит от того, что происходит в целом, в твоей жизни личной. Возвращение к бытовым вещам помогает заземляться, бороться с паникой и стрессом. О ком-то позаботиться, почувствовать тепло, отдачу. Собака 100% ее дает. Когда ты ее обнимаешь, тискаешь, она радостно бежит к тебе навстречу, хочет, чтобы ты продолжал. Здесь сосредоточьтесь на своих ощущениях: рукам приятно, шелковисто, тепло, возможно, язык шершавый. Все это отсылки к домашнему теплу, уюту. Какое-то близкое существо разделяет вашу участь, какой бы она ни была. Этому всегда можно порадоваться", - добавила Рина.