Site icon Нижегородская правда

Что даст Нижегородской области повышение производительности труда

Фото Юрия Правдина

Нижегородская область совершила прорыв. Благодаря внедрению бережливых технологий на предприятиях производительность труда выросла на 12%. Об этом глава региона Глеб Никитин доложил президенту Владимиру Путину на встрече, которая состоялась на прошлой неделе в резиденции в Ново-Огарёво. 

 

 

Эксперты называют такие цифры «экономическим чудом». Что же оно в конечном итоге принесёт региону? 

Работаем! 

Эта личная встреча Владимира Путина и Глеба Никитина стала уже второй. Первая состоялась в декабре прошлого года, и за прошедший период новому главе региона было о чём рассказать. 

– Здесь реально есть чем похвастаться. Вы в декабре поддержали создание проектного офиса совместно с «Росатомом» по повышению производительности труда, причём во всех секторах. Мы начали с промышленности, где по проектам, которые внедряются с февраля, производительность труда выросла от 1,5 до 10 раз. Это реально впечатляет, – отметил Глеб Никитин. 

По словам главы региона, это стало возможным благодаря внедрению проекта «Эффективная губерния». Стартовал проект в промышленности, но уже перешёл и в школы, и в поликлиники, в МФЦ, и в госуправление. 

Эти усилия Владимир Путин одобрил, ведь задача увеличить производительность труда стала одной из главных в майском указе президента от 7 мая 2018 года. Речь идёт о росте показателя «на средних и крупных предприятиях базовых несырьевых отраслей экономики не ниже 5 % в год». 

Сейчас проблему роста производительности труда решают во всех регионах России, но не везде пока это удаётся. Согласно прогнозу Минэкономразвития производительность труда в России начнёт расти с 2020 года – на 1,8 % в год. К 2022 году показатель достигнет 3,1 % и будет оставаться на этом уровне до 2024 года. 

Вопрос с повышением производительности труда назревал давно. В 2015 году Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) представили доклад, в котором наша страна по этому показателю оказалась далеко не на первых местах. 

Согласно выводам экспертов за человеко-час в России производится продукта на 25,9 долларов – это меньше, чем в самых «отстающих» в Европе Латвии (27,6 доллара) и Польше (29,7 доллара), почти в полтора раза меньше, чем в Греции (36,2 доллара) и вдвое меньше среднего показателя стран еврозоны – 55,9 доллара. 

Российский показатель на мировом уровне равен чилийскому. Есть страны с показателем и ниже российского – в Мексике он равен 19,5 доллара. Самый высокий показатель производительности труда, по тем же подсчётам, в Люксембурге ($ 95,9), Норвегии ($ 88) и Бельгии ($ 66,5). 

Если верить подсчётам ОЭСР, Соединенным Штатам Россия уступает по производительности боле чем вдвое – 67,4 доллара. 

При этом положительной динамке по этому показателю тоже долгое время не наблюдалось. По данным Росстата, в 2015 году производительность труда сократилась в России на 2,2 %, в 2016 году – на 0,2 %. Наконец, в 2017-м она выросла на 1,9 %, но эксперты говорят, что рост идёт медленно. 

Поэтому рост производительности труда в Нижегородской области на 12 % аналитики называют «экономическим чудом». 

– Повышение производительности труда на 12 % – это очень хороший показатель, – считает заведующий кафедрой экономической теории и методологии ННГУ, профессор, доктор экономических наук Александр Золотов. – Ни в одной стране мира таких темпов роста за последние 20 лет, я думаю, в целом по промышленности не было. Если мы будем идти такими темпами, будет нижегородское экономическое чудо в масштабах России. Этим можно удивлять, этим можно привлекать, этим можно гордиться. От высокой производительности зависит многое. Во-первых, место страны в международном разделении труда. Во-вторых, место региона и то, какую роль он играет в социально-экономическом развитии всей страны. В-третьих, от этого зависит приток инвестиций. Причём речь идёт не об одном конкретном предприятии, а о всех предприятиях целого региона. 

Форды и Бугровы 

Помимо экономических дивидендов рост производительности труда сулит приятные перемены и для самих сотрудников, в первую очередь, в виде повышения заработной платы. Об этом тоже зашла речь на встрече Глеба Никитина и Владимира Путина. 

– Реальный рост денежных доходов населения – 0,8 %. По прошлому году было падение, то есть мы вышли в плюс, – отметил глава региона. – Причём в социальной сфере, здравоохранении, образовании, спортивных организациях она выросла больше: по статистике тут 10 %, а то и 20,3 %. 

В то же время рост производительности труда означает, что на единицу продукта затрачивается меньше рабочего времени. То есть человек за полдня может сделать то, что раньше выполнял за сутки. Получается, при правильной организации и использовании современных технологий один работник где-то сможет заменить двух. Поэтому теоретически рост производительности труда может привести и к сокращению сотрудников. Чтобы этого не произошло, предприятия должны наращивать объём заказов. 

Неспроста пилотными предприятиями «Эффективной губернии» стали те организации, где есть потенциал роста сбыта, чтобы не увольнять людей. 

– Допустим, на то, чтобы произвести продукции на миллиард рублей, затрачивается 100 тысяч часов труда, – рассуждает Александр Золотов. – Производительность труда выросла, и затраты труда сократились вдвое – со 100 тысяч часов – до 50 тысяч часов. Условно говоря, на 100 тысяч часов у нас было 10 тысяч сотрудников, которые теперь тратят вдвое меньше часов. Что может произойти? Тут два варианта. Первый – оставшееся рабочее время мы разложили между всеми работниками, и на каждого приходится в два раза меньше часов. В результате мы или сократили рабочий день, или увеличили отпуск, или и то и другое. Ни одного сотрудника не уволили и зарплату при этом не уменьшили. Второй вариант: затраты труда сократились вдвое, и мы вдвое сократили работников. Оставшиеся работники трудятся столько же, сколько и работали, то есть ничего не выиграли от повышения производительности труда. Умный предприниматель понимает, что нужно делиться. Надо заинтересовать в повышении производительности труда обе стороны. В развитых странах есть мощное объединение работников – профсоюзы, которые используют все законные средства, чтобы принуждать делиться. Это компромисс, который рождается в борьбе. 

Но были, как говорит эксперт, и редкие исключения, когда предприниматели по собственной инициативе сокращали рабочий день в условиях роста производительности труда. 

В начале XIX века английский философ, педагог и социалист Роберт Оуэн стал совладельцем текстильной фабрики и на её примере хотел показать, что заботиться о наёмных рабочих в интересах работодателя. На фабрике был запрещён труд детей до 10 лет и сокращён рабочий день до 10 часов 45 минут, что было неслыханным для того времени. В результате пьянство среди сотрудников сократилось, за место на фабрике держались. 

В начале ХХ века известный американский промышленник Генри Форд в два раза повысил зарплату сотрудникам и решил проблему текучки, а рабочая неделя сократилась до 40 часов (5 дней по 8 часов). Форда считали сумасшедшим, но у работников появилась возможность покупать выпускаемые фирмой автомобили, а, главное, желание это делать. Продажи выросли. 

В Нижегородской губернии тоже есть свой пример. На предприятиях знаменитого купца Николая Бугрова заработная плата была выше, чем у других предпринимателей, сотрудникам предоставлялось хорошее жильё, бесплатное питание, продуктовый набор к праздникам и самый короткий по тем временам рабочий день – 8 часов. 

– Будут ли у нас Форды или Бугровы – вопрос непростой, – отметил Александр Золотов. – Повышение производительности труда даёт все основания для сокращения рабочего дня, но предприниматели часто идут на то, чтобы все плоды присвоить себе. Надо делиться, чтобы развитие продолжилось. 

На данный момент предприятия, участвующие в проекте «Эффективная губерния», охотно идут на повышение заработной платы. Об этом говорят сами сотрудники. 

Так, сотрудники ЗАО «Завод трубопроводной арматуры «Ока» признались, что благодаря росту производительности труда их заработок поднялся с 30-35 тысяч рублей до 50-55 тысяч. А на ОКБМ им. Африкантова, который также одним из первых внедрил бережливые технологии, средняя зарплата сегодня составляет 93 тысячи рублей. 

Нижегородская область входит в число семи регионов, ставших пилотной зоной программы повышения производительности труда. По словам главы региона Глеба Никитина, Минэкономразвития, которое курирует национальный проект, считает Нижегородскую область лидером в этом вопросе. 

Exit mobile version