Что полюбила заграница?
Выйти на мировой рынок и что-то там купить — этакэвээновская шутка двадцатилетней давности уже не актуальна. Сегодня многимхочется жить и работать в Нижнем Новгороде, а продавать свою продукцию — вЕвропе или Америке. Такая перспектива вполне реальна не только для промышленныхгигантов, десятилетиями производящих конкурентоспособную на мировом рынкепродукцию, будь то вооружения, радиоэлектроника, мирный атом…Внешние рынки покоряет «цена — качество»Ныне стать успешным экспортером может любое предприятиемалого и среднего бизнеса. Было бы желание. Как это сделать, что нужно знать опотенциальных партнерах, как вести переговоры, обо всем этом шла речь назаседании бизнес-форума, организованного накануне Нового года Центром Бизнес-Практики «Лидер» и «Евро ИнфоКонсультационным Центром — Нижегородская область». В его рамках прошлаконференция «Возможности рынков Центральной и Северной Европы дляэкспортно-ориентированных малых и средних предприятий Нижегородской области».Открывая мероприятие, министр промышленности и инновацийВладимир Нефедов подчеркнул, что стабильная, динамично развивающаясярегиональная экономика невозможна без выхода на внешние рынки. А для этогопродукция наших предприятий должна отвечать высоким требованиям, предъявляемымзарубежными потребителями, при этом выигрывая у конкурентов по соотношению«цена — качество».Эти «необязательные» бразильцыС 2012 года в структуре внешнеторгового баланса областивновь, как и до мирового кризиса, преобладает экспорт. Для поддержкибизнесменов, желающих выйти со своими изделиями на внешний рынок, в регионесозданы Центр развития экспортного потенциала и Центр Бизнес-Практики «Лидер».Действуют такие меры финансового стимулирования, как субсидирование процентнойставки по кредитам, льготное налогообложение. Центром «Лидер» организуютсяразличные бизнес-миссии нижегородских предпринимателей в страны Европы,Азиатско-Тихоокеанского региона.А совсем недавно, в начале декабря, наши бизнесмены открылидля себя экзотическую Латинскую Америку, побывав в крупнейших городах БразилииРио-де-Жанейро и Сан-Паулу. Об этой поездке красочно, эмоционально рассказалруководитель Центра Владимир Селезнев. Правда, по его словам, планируя работатьв стране, «где много диких обезьян», надо быть готовым к некоторойнеобязательности партнеров, непривычной для вымуштрованных по-европейскироссиян. Впрочем, широта души, приветливость бразильцев вполне скрашивают этидосадные моменты.В окно, прорубленное ПетромВ саму же Европу нам, как и прорубившему туда триста летназад окно Петру Великому, проще приходить со своими товарами через Прибалтику.В этом собравшихся убедил директор Борской войлочной фабрики Анатолий Щуров,рассказавший о собственном опыте установления деловых связей в бывших советскихреспубликах.Конечно, как потребители продукции для промышленныхпредприятий прибалты неинтересны, у них промышленности практически не осталось.Покупателями технических войлоков, радиоэлектроники, другой продукции нижегородскихпредприятий они быть не могут. Да и низкие доходы местного населения неспособствуют приходу наших экспортеров. Но эти земли удобно использовать кактрамплин для прыжка в цивилизованную Европу, где действительно есть спрос нароссийскую продукцию, причем не только на нефть и газ.Не использовать — грехА вот в Швейцарии наукоемкая продукция нижегородскихпредприятий как нельзя кстати. Об успешном бизнесе, о внедрении в альпийскойконфедерации программных продуктов своей фирмы рассказал директор компании«Аксиома» Александр Царев.Кстати, именно «умное» производство, научный потенциалявляется конкурентным преимуществом нашей области. Об этом в заключительномслове напомнил министр Владимир Нефедов. В Нижегородской области трудится вчетыре раза больше конструкторов, технологов, научных работников, чем в среднемпо России. И грех этот потенциал не использовать.Имре Хулик, директор сети AIS RUSSI:- Начиная строить свой бизнес в Венгрии, надо четко усвоитьразличия как в ментальности, так и в организации ведения дел. Мы, венгры, как идругие европейцы, более приземлены, чем русские, у нас нет того масштабногомышления, которое проявляется не только в вашем производстве, науке, но и вобычных рассуждениях на кухне, за «рюмкой чая».Зато мы больше внимания уделяем деталям в ведении бизнеса, впроизводственных процессах. У нас лучший контроль со стороны правоохранительныхорганов, меньше бумажной волокиты. Такая точность объясняется, быть может,высокой конкуренцией с другими странами Евросоюза, высокой безработицей,достигающей в Венгрии 15 – 20 процентов.Кстати, поэтому будет приветствоваться российский бизнес,который может дать новые рабочие места. Уровень жизни у нас примерно одинаков,средняя зарплата в Венгрии 1000 долларов.Стивен Готье, генеральный директор компании «АксессМеханизм»:- Я живу и работаю в Нижегородской области более года и,наверное, уже могу сформулировать некоторые различия в ведении бизнесапо-французски и по-русски.У нас большее внимание уделяется производственным, бизнес-процессам.В России же важны чисто человеческие отношения в трудовом коллективе. То же,шире, можно сказать о деловом климате. Например, у вас на услугу принятоотвечать взаимной любезностью. Француз же, получив что-то, не испытываетникакой благодарности. Это не грубость, как может показаться, а простонациональная черта, с которой надо считаться.В России многое строится на связях, личных контактах. ВоФранции бизнес более формализован, менее зависит от человеческих отношений. Урусских больше, чем у французов, ориентация на работу в группе, на коллективноетворчество. В этом отношении французы, ориентированные более на собственныесилы, выступают большими индивидуалистами.