Site icon Нижегородская правда

Что собаки делают лучше, чем люди

фото Юрий Правдин

Взяв след, Мэрфи со всех лап помчался по полю. Кинолог и опергруппа за ротвейлером едва поспевали. Они и представить не могли, что этот забег — на несколько часов. Пёс шёл по следу 25 километров. Невероятно, но то, что искали, Мэрфи всё-таки нашёл. И если бы не эта самоотверженная собака, неизвестно, сколько времени потребовалось бы на поиски пропажи — а это ни много ни мало целый табун лошадей!

Жуликом пахнет!

Это было в одном из районов Нижегородской области. Приезд кинолога с собакой тогда сыграл решающую роль. Мэрфи лошадей нашёл. Теперь ротвейлер-марафонец в Центре кинологическом службы регионального ГУ МВД — пёс-рекордсмен.

В центре 125 собак. Подвижные спаниели прекрасно ищут наркотики, взрывчатку. Запускаешь такую собаку, например, в салон автомобиля — она там работает, как пылесос. Выносливые ротвейлеры и по следу прекрасно работают, и предметы ищут. Здесь проводили эксперименты: брали чёрных терьеров, бельгийских овчарок, доберманов — но как-то служба у них не пошла. На 85 процентов собачье «население» центра — немецкие овчарки.

Разве сможет человек, например, сразу понять, куда побежал жулик, обокравший садовый домик, если это произошло две недели назад? А «немец» Юпп смог. Даже через столь длительное время волшебный нос уловил нужный запах. Хорошо, что это был грунт. С асфальтом, стати, сложнее: многократно прошли пешеходы, проехали машины, пахнет бензином, машинным маслом. А вот на грунте, да ещё если не было дождя, снега и не затоптали, собака считает следы даже многодневной давности на раз. И приведёт, куда нужно. Тем более такой настойчивый пёс, как Юпп. Он вообще не привык проигрывать.

- Он по натуре победитель, — рассказывает о своём напарнике инспектор-кинолог отделения по общему розыску Татьяна Царёва, пока выпущенный из вольера Юпп, 45-килограммовая немецкая овчарка, как торпеда носится по снегу. — Мы с ним работаем два года. Общий язык искали долго. Он не подчинялся. Вообще меня игнорировал! И не потому что будто бы не понимал по-русски — отдельные элементы послушания были выработаны в Германии, и команды тогда звучали по-немецки. Всё он понимал! Просто хотел подчинить меня. С кобелями, кстати, всегда так: у них лидерские качества. Но этот что-то уж так упёрся! Даже подкусывал меня. Пытался доказать, что он хозяин положения. Но нет, дружочек

Пришлось включать властные интонации. Но не кричать. Силой и криком в таких ситуациях ничего не добьёшься. Надо подружиться. Собака для полицейского прежде всего друг. И уже потом напарник. Здесь, в Центре кинологической службы, кстати, шутят: кинолог с собакой, как пулемётчик с пулемётом — одно целое! И даже в отпуске сотрудники не могут себе позволить уехать далеко и надолго — приходят к своим подопечным

Пёс не виноват

- Прежде всего ищем мотив: что может заинтересовать собаку, ради чего она готова выполнять то, что нам нужно. Это может быть лакомство, кусочки мяса, сухого корма, мячик, — делится секретами мастерства инспектор-кинолог Татьяна Сушинская, выпуская из вольера свою «немку» Грею. — Собака может отказываться выполнять команды, потому что она элементарна невыгуляна. Или более сложная причина: она не понимает, чего от неё хотят. Тогда идём на занятия к другим кинологам, с более опытными собаками. Пёс, глядя на них, лучше сможет понять, что нужно делать. «Невоспитуемых» собак нет. Если пёс не хочет работать, виноват не он. Это просчёт кинолога.

Кстати, по-немецки (как и по-русски) здесь «говорит» не только Юпп.

- Флай, найн! — окликает свою подопечную, полезшую в сугроб, старший инспектор-кинолог Сергей Тимофеев.

Эта овчарка также прибыла в Россию из Германии. Недавно она отличилась. В Нижнем Новгороде злоумышленник выхватил у прохожего сумку.

- Флай взяла след, — рассказывает Сергей Тимофеев. — Жулика мы не догнали, а вот сумку нашли — была прикопана в лесу. Кошелька не обнаружилось, но паспорт, водительское удостоверение и другие документы оказались на месте.

О Флай наставник говорит только в превосходной степени: невероятная преданность хозяину, исключительная работоспособность, мгновенно сосредотачивается — в работе на других собак, кошек, людей, машины не реагирует абсолютно.

А лучшая награда для девочки Флай — на ручки!

Юпп тем временем с азартом поедает снег.

- А ну-ка, что здесь?

Татьяна поднимает над головой снежок. Пёс прыгает, пока ему не удаётся цапнуть его зубами.

- Ай, молодец, собака!

Юпп счастлив.

Накормят всех

- Немецкая овчарка — не только универсальная собака, — поясняет Татьяна Сушинская. — Для неё работать с человеком — счастье. Ей нравится сам процесс, похвала, ласка для неё — стимул. А вот, скажем, с кавказской овчаркой работать тяжело. Она больше сама по себе.

Наш поход по территории сопровождается возмущённым лаем.

- Это ещё негромко, — улыбается Татьяна. — А вот что будет ближе к каше

Каша — это святое. В 11.00 и 17.00. Кило субпродуктов или 400 граммов мяса, 600 граммов крупы, овсянки, риса или пшена, 300 граммов овощей, моркови, картошки, капусты — суточная норма собачьего пропитания. Сухой корм тоже дают, но это не основа рациона. Собакам нужна горячая пища. А вот сладкое запрещено. Кстати, одним собакам лучше работается на сытый желудок, другим на голодный, а кому-то это неважно. Тому же Юппу.

А ещё здесь есть детский сад с ясельной группой — щенятник. К совсем крошечным щенкам зайти не получится. В буквальном смысле опасно для жизни. Мама бросается без предупреждения. А вот этим малышам-бутусам по два месяца. Спокойные, с мечтательно-удивлёнными мордами, они немного неуклюже ступают по снегу. Пока их задача — хорошо есть, набирать вес и не болеть. А вот с шести месяцев с ними начнут заниматься кинологи. В год — экзамен на профпригодность. Всё хорошо — собака встаёт в строй.

Стадион под носом

В этом году у сотрудников центра и их четвероногих напарников было уже около 6000 выездов — на место преступлений, на охрану порядка во время крупных мероприятий, отработку школ в начале учебного года, в период выпускных балов.

- Работы добавили ложные сообщения о якобы заложенных взрывных устройствах. Их в этом году особенно много, так что график получился напряжённым, — рассказывает начальник Центра кинологической службы Главного управления МВД России по Нижегородской области Владимир Ганьков. — Будем рассматривать это как своего рода подготовку к большому экзамену, который нам предстоит: чемпионату мира по футболу. Ведётся расчёт сил и средств, планируется расстановка. К нам приедут кинологи из других регионов России. Предстоят совместные учения. Уже сейчас мы регулярно обследуем объекты, которые строятся к чемпионату, — стадион, тренировочные площадки, гостиницы.

Ко времени чемпионата в строй скорее всего уже встанет Рига — ей чуть больше года. Рига — дочь Юппа. И себя она наверняка покажет.

Фото Юрия ПРАВДИНА. 

Exit mobile version