Что у нас по Плану
План — это фамилия современного французского художника, творческим усилием которого сейчас преобразился один из залов Нижегородского государственного художественного музея. В заповедном пространстве классического русского искусства вдруг поселилась вполне актуальная инсталляция. Факт сам по себе примечательный, поскольку уж очень необычный. Занимателен и в целом проект, частью которого является этот показ. Молодой, но, как утверждают, уже известный в мире художник Бертран План отправился в творческий тур из Владивостока на запад. Его трансрусский маршрут предусматривает 12 остановок и создание двенадцати всякий раз новых инсталляций. К нам автор прибыл, преодолев уже три четверти гигантского расстояния на автомобиле «Рено». И все-таки Нижний оказался для него не рядовым пунктом. Здесь он впервые удостоился такой знаковой выставочной площадки. Аура музея, хранящего сокровища изобразительного искусства прежних эпох, подействовала благотворно, признавался актуальный художник на вернисаже 6 октября. Захотелось показать, что сложные компьютерные технологии, с которыми он и работает, вовсе не враг классическому наследию. Мсье План даже критичен в отношении «цифры».Возможно, кто-то и сможет «прочесть» это в композиции, которая до 27 октября доступна для обозрения в кремлевских апартаментах художественного музея. Что она из себя представляет? Пустые рамы от картин, стул, несколько мелочей — все это поначалу стерильно бело. Как вдруг на предметах начинают проступать черты их «культурной» биографии. Бывшие столь безликими вещи обретают свое лицо. Фокус, с помощью которого осуществляется процесс неожиданной «проявки», — результат продвинутой компьютерной технологии, разработанной совместно с Национальным центром научных исследований Франции. Наблюдаемое перетекание абстракции в конкретную фактуру и обратно, видимо, призвано показать, что удел компьютера — имитация, а подлинность — за нашим старым добрым вещным миром. Впрочем, каждый тут волен домысливать свое.«Bump it !» — так называется техника, которая составляет фишку на первый взгляд незамысловатой инсталляции Бертрана Плана. Самому автору очень нравится образное сравнение его творческих усилий с возведением фигур из песка. Действительно, только здесь, только сейчас и совсем ненадолго создает этот художник композиции. Да, пожалуй, и обо всем современном искусстве можно так же сказать. Разве не кажется оно зыбкой забавой человечества, снова вернувшегося в песочницу?..После Нижнего Новгорода Бертран План посетит еще пять российских городов, прежде чем завершить необычный тур в Москве. Чем насытило его воображение преодоление этих 11000 километров чужого пространства? Мсье План говорит, что пока лишь впитывает впечатления, отложив осмысление на потом. Каким образом отразится увиденная реальность в цифровых миражах по Плану, увы, мы не узнаем.