Чтобы спеть сердцем
Уже более десяти лет регулярно и с неизменным триумфом выступает в Македонии солист Нижегородской оперы, народный артист РФ, лауреат Пушкинской премии и премии им. Н. И. Собольщикова-Самарина Владимир Ермаков.Вот и на исходе нынешней весны в рамках 35 Международного фестиваля «Майские оперные вечера» в Скопье он опять достойно представлял великое оперное искусство России. В международном по составу спектакле «Травиата» с присущим ему блеском исполнил арию Жермона. Сейчас в Нижегородском академическом театре оперы и балета солист трудится над образом Ивана Сусанина. И вот что примечательно, впервые Владимир Ермаков вышел к публике в знаменитой опере М. Глинки опять-таки в Македонии. Было это в 2003 году. Проект совместной постановки стал тогда дебютом не только артиста в партии, само произведение русского классика оказалось открытием для македонской публики. За рубежами России опера Глинки практически нигде не идет.Минуло всего несколько лет, и судьба опять свела Владимира Николаевича с костромским мужиком, вошедшим в историю отечественной культуры. Премьера нижегородского спектакля будет приурочена к нынешнему Дню народного единства.Как идет у артиста работа? Окажется ли второе обращение к Ивану Сусанину в чем-то новым? Ответы на эти вопросы хотелось получить у известного солиста. А он с первых же слов удивил.? До определенного времени я не считал партию Сусанина своей, да и опера в целом не производила большого впечатления, ? признается Владимир Николаевич. ? Может, потому, что слышал я ее не в самом проникновенном исполнении. И вот когда пригласили принять участие в македонском проекте, когда сам взялся за работу, погрузился в музыку Глинки, пришло прозрение.Гениальное произведение тем и восхищает, что можно идти в глубину до бесконечности. Но путь этот труден и не всякому открыт. А испортить дело шаблонным подходом очень легко. Когда не хватает технических средств, вокальной завершенности, когда образ не раскрыт в его человеческой сути, блеск гениальности исчезает. Посредственное исполнение делает оперу скучнейшим видом искусства.Я убежден, нет зрителей, которым опера неинтересна, которые «не доросли» до нее. Есть артисты, не доросшие до вершин оперного искусства. Иные труппы берутся ставить шедевры, совершенно не считаясь с тем, есть ли для этого реальные творческие силы. Зато придумают некую «современную трактовку». В «Борисе Годунове» поставят, например, посреди сцены коробку ? гадай зритель, что это такое. А Бориса в спектакле нет ? ходит по подмосткам какой-то статист, в лучшем случае одну арию эффектно споет.? Зато нижегородский «Борис Годунов» с вашим участием стал явлением. Чтобы десять лет не просто держалась в репертуаре, а шла с неизменным успехом сложная опера Мусоргского ? аналог этому подыскать трудно. Не случайно в завершившемся сезоне телеканал «Культура» записал в свои фонды вашу и театра великолепную работу.? А все потому, что в спектакль чрезвычайно много вложено. Успех в нашем деле приходит тогда, когда материалу соответствует уровень постановки, к чему и надо стремиться. Даже у великого Шаляпина не всегда случалось стопроцентное попадание, скажем, в партиях Руслана, Гремина. Но уж если это его материал, проникновение было такое, что потрясало. Очень точно сказал Гяуров: Шаляпин не был басом, он был гением. Действительно, дело не только в умении брать самые низкие ноты и громко петь. Показателен в этом смысле случай с Иваном Федоровичем во время подготовки партии того же Сусанина. Шаляпин решил исполнить отрывок одному известному музыкальному критику и спел во всю силушку. А тот ему: «Ты что ? мужик из Торжка, так орешь-созываешь?». И певец понял: нужно не стенобитным басом брать, а интонацией.? Как я пониманию, и вы в работе над этой партией следуете тому же принципу?? Я очень рад, что образ Сусанина не прошел мимо меня. Первое соприкосновение с партией, благодаря македонцам, наверное, не было просто случаем. Ведь и я в тот момент оказался готов к погружению в стихию музыки Глинки. Она меня творчески взбудоражила. В Скопье спектакль имел колоссальный успех. На премьере вся публика не вместилась в театр, и вели трансляцию на мониторы, выставленные прямо на улицу. Затем «Иван Сусанин» со столь же грандиозным успехом был показан в Охриде, уже на открытой площадке. И вот такой трогательный факт: сделанная тогда же телевизионная запись первого в Македонии представления оперы Глинки, как говорят македонские знакомые, чуть ли не еженедельно идет в местном эфире.? Признаюсь, мне несколько сложно представить вас Сусаниным. По крайней мере, таким, каким я его помню по иным интерпретациям, где главным был пафос жертвенности. Между тем, образы, создаваемые на сцене Ермаковым, ? всегда накал страстей, энергия внутренней борьбы, сила, а то и жесткость. Вам приходится менять себя или будете менять устоявшееся представление о Сусанине?? Для меня это умный человек, глубокая натура и олицетворение совести народа. Такими людьми всегда сильна Русь, благодаря чему до сей поры и держимся. Как это раскрыть? Можно встать в позу памятника, с пафосом спеть ? и сразу перед зрителем Герой с большой буквы. А можно показать обычного мужика, который, переживая огромную внутреннюю драму и понимая всю трагичность своего положения, сознательно жертвует собой. В музыке Глинки это выражено замечательно. Я даже пошел на то, чтобы восстановить в третьем акте купюры. Тему, связанную с отцовскими чувствами Сусанина, обычно пропускают. А я увидел, что это нарушает логику образа, целостность восприятия, отнимает очень важную трагическую краску. «Давно ли с семьею своею я тешился счастьем детей» ? такое сердцем надо спеть!Чтобы душу затронуть, одного хорошего голоса, одной вокальной техники мало. Надо неустанно работать над собой, только тогда будешь готов воплощать образ подобного масштаба. Только тогда сможешь в полной мере показать, что же такое опера. По-моему, лучшего люди не придумали.Я посвятил опере всю свою жизнь. Так относиться к своему делу, к искусству, к себе меня 45 лет назад научил человек, которому до конца дней буду благодарен. Это Товкес Василий Сидорович. Было у меня много учителей, включая консерваторских, но именно он открыл то, что находит подтверждение в течение всей моей артистической практики, дает верное направление мыслям, усилиям. Он помог мне понять себя и раскрыть. А уж дальше ? собственный титанический труд.Важно, чтобы в юности рядом оказалась такая личность. Нынешняя молодежь зачастую подобного руководства не имеет, растет в атмосфере ложно понятой свободы. Результаты мы видим. Подмена ценностей, которая произошла у нового поколения, вещь страшная.? В таком случае, интересен ли, нужен ли будет молодому зрителю ваш Сусанин?? Нужен. В том и сила подлинного искусства, что оно способно воздействовать даже на неискушенного слушателя. Ко мне в гримерку после спектакля часто приходят старшеклассники и говорят, как им понравился тот же «Борис Годунов». Вижу по глазам ? их достало до сердца. Даже если они оказались в оперном театре впервые, этот опыт не пройдет для них даром.Когда канал «Культура» вел запись «Бориса Годунова», у нас в театре такая тишина стояла: люди не просто слушали, они внимали. После трансляции в эфире российского канала столько было звонков, столько восторженных слов говорили мне при встрече. Я понял, что кроме эстетической радости, земляки испытали еще и большую гордость за свой театр.А после премьеры «Ивана Сусанина» хочется, чтобы испытали гордость и за страну.