Выставка одного из самых известных фотографов мира Элио Чиола «От неореализма к Аквилее» открылась в Арсенале. Сегодня его фотографиями проиллюстрировано более 200 книг.
Работы Чиола – удивительное путешествие в историю. Он создал знаменитые снимки итальянских городов Ассизи, Венеции, Рима, Амальфи. Чёрно-белые, они наполнены светом и любовью к родине.
Он увлёкся фотографией в ранней юности. В 1946 году Элио купил у американских солдат катушку фотоплёнки, предназначенной для аэрофотосъёмки, и стал фотографировать в инфракрасном диапазоне, взяв на вооружение его возможности и эффекты. Так началась история этого удивительного фотографа, собравшего невероятное количество наград за свои работы.
В 1969 году вышла первая книга фотографий Чиола из Ассизи, изданная впоследствии на пяти языках, где он показал фрески, мозаики и сохранившиеся античные здания Аквилеи – легендарного античного города-крепости.
Сейчас мастеру 94 года, и он по-прежнему поражает зрителей разных стран своими работами.
«Моя жизнь оказалась длинной: я видел полную трансформацию техники – от стеклянных пластин до цифровых носителей. Сам охотно пользуюсь цифровыми камерами», – признаётся мастер.
В экспозицию нижегородской выставки вошло более 160 фотографий, созданных с 1950‑х по 1990‑е годы.
На ранних фото мастера Италия предстаёт такой, какой мы знаем её по итальянским фильмам, без прикрас и ретуши. Это было время итальянского неореализма. Художники старались максимально приблизить свои работы к действительности.
И Чиола показывает запущенные улочки, чумазых ребятишек, бельё, висящее на улице. Работа «Быстро взрослеют» запечатлела детей, радующихся солнечному дню, несмотря на все сложности жизни. И невольно думаешь – где они сегодня – эта хрупкая девочка и босоногий мальчик. Величественны на работах Чиолы античные развалины, снятые в 50–60 годах, вид на которые ещё не испортили будки с сувенирами.
«В Венеции, как во Флоренции или других столицах искусства, всё больше проблем, связанных с наплывом людей. Исчезло дыхание пространства и света, потому невозможно насладиться памятниками. Да и фотографировать всё труднее. Думаю, некоторые кадры зафиксировали навсегда ушедшую эпоху», – размышлял Элио в один из приездов в Москву.
И его фотографии действительно уникальны. Мастер «панорамного пейзажа», он запечатлел почти всю Италию с высоких точек. Велосипедисты в Падуе, площадь Сан-Марко в Венеции и рядом невероятный по силе кадр – итальянские падре, уходящие вдаль по улице в тумане…
Выставка продлится до 23 июля.
0+