Site icon Нижегородская правда

Делай, как Вознесенский

Весной 1733 года вышла резолюция «Об учреждении полиции в городах». Она касалась и Нижнего Новгорода.

Цель — благочиние

История нижегородской полиции, возникшей 280 лет назад, изучена слабо. Тем ценнее новая объемистая монография на эту тему, вышедшая из-под пера историков Юрия Галая и Александра Белякова. Темой занимались и ранее, в том числе и авторы, но фрагментарно. Книга «Нижегородская полиция в XVIII-начале XX века» впервые исследует вопрос столь глубоко и всесторонне.

Первые ее главы ведут к истокам. Наместники и волостели, разбойный приказ и воеводы боролись с самыми разными «бесчинствами».

По указу Петра I от 26 января 1714 года возникла Нижегородская губерния. А уже в следующем году в Санкт-Петербурге учредили Главную полицейскую канцелярию и в 1718-м — должность генерал-полицмейстера. Вскоре появилась полиция в Санкт-Петербурге и Москве. А с 23 апреля 1733 года ей предписано быть в 23 крупных городах, в том числе в Нижнем Новгороде. Полицмейстеру полагался воинский чин капитана и соответствующий, хоть и небольшой, штат.

В Нижний указ о полиции пришел 7 июля 1733 года. (Именно тот день, а не момент создания красной милиции в 1918 г. следует считать праздником полицейских). Первым полицмейстером стал капитан драгунской роты Нижегородского полка Казанского гарнизона Григорий Ратков. В книге приводится портретная галерея полицмейстеров. Отмечены вехи развития полиции на протяжении почти двух веков: принятие «Устава благочиния, или полицейского» (1782), создание МВД с экспедицией спокойствия и благочиния (1802), реформы 1862, 1880 и 1902 гг., в ходе которых появились приставы, надзиратели, городовые, брандмейстеры, исправники, урядники, конно-полицейская стража, органы сыска.

Уголовный розыск

Вопрос о специальном ведомстве сыска, сообщают авторы, возник в середине XIX века. В Европу даже посылали чиновников изучать накопленный опыт. В декабре 1866 года организуется уголовный розыск в Петербурге и Москве. А затем и в Нижнем Новгороде. С появлением сыскной части упор сделали на негласную работу. В инструкции околоточным, принятой городской Думой в 1878 году, предписывались «внутренний надзор» и «содействие сыскной полиции».

В конце столетия штат органа сыска в Нижнем состоял из столоначальника, писца и пяти городовых. В 1900-м учреждена новая структура для розыска и профилактики преступлений. Мишенями преступников были ярмарка, Балчуг и другие рынки, Рождественская улица, Канавино, железная дорога. Гнездом воров считалась Миллионка.

Туда и направляло усилия отделение сыска. В его распоряжении были столы личного задержания, розысков, наблюдения, справочно-регистрационное бюро. И работали они эффективно. Так, в 1909 году проведена успешная операция по раскрытию мошенничества с провозом по подложным документам 13 вагонов муки, принадлежащей купцу Круглову. Подлог выявил агент Байстрюков в торгово-промышленном банке. При участии уголовного сыска задержана группа преступников из трех человек.

Особо отмечена в книге деятельность руководителей сыска В. И. Вознесенского (1908–1915) и Г. С. Левикова (1915–1918). Первый был сыном чиновника из Сергача, служил околоточным и приставом, а по окончании специальных курсов ринулся в борьбу с преступностью. В активе Владимира Ивановича поимка известных рецидивистов Кашина, Скворцова, Помелова, Руфьева, в 1911 году им лично раскрыта кража 65 тысяч рублей в ювелирном магазине Климычева. Его преемник Георгий Левиков происходил из крестьян, имел армейскую выучку и добился не меньших успехов. Постепенно формировался костяк из искусных сыщиков, накапливался бесценный опыт.

В 1913 году возникло Центральное регистрационное бюро России с базой на 260 тысяч уголовников, фотоснимками, антропометрическими данными. Успешная работа уголовного сыска, итожат Ю. Г. Галай и А. В. Беляков, была прервана событиями 1917 года.

Станислав Смирнов

Exit mobile version