Детали автопрома
Только выход на новые рынки сбыта спасёт нижегородских производителей автокомпонентов. К такому выводу пришли участники профильной конференции, которая состоялась в рамках V Международного бизнес-саммита.В рост ведёт локализацияТон обсуждению задало краткое выступление начальника отдела региональных связей и работы с российскими формами-членами Российско-германской внешнеторговой палаты Сергея Быкова. Он констатировал, что иллюзий по поводу роста экономики в палате не питают. Но «люди уже адаптировались к нынешней ситуации. Причём лучше себя чувствуют те фирмы, которые сосредоточили большую часть производства на территории страны». Действительно, по словам уполномоченного палаты по Нижегородской области Олега Тимофеева, локализация в 80 процентов обеспечивает компаниям стабильный рост.Оперативный директор концерна «Магна» в России Илья Смолин поддержал коллегу, напомнив ещё и про определённые преференции от государства в случае постепенного отказа от так называемого «отвёрточного производства».Разумеется, нельзя обойтись и без но. В качестве оного выступает сам российский автомобильный рынок, который просел на 40 – 50 процентов по сравнению с докризисными годами. Восстановления пока не предвидится, тренд остаётся негативным, признал Илья Смолин.В России — полушка, да рубль перевозДействительно, в условиях кризиса люди экономят, отказываясь от товаров «не первой необходимости». Без хлеба, соли, спичек не проживёшь, а бриллиантовое колье или роскошный лимузин могут и подождать. Так, автомобиль снова становится не средством передвижения, а роскошью.В такой ситуации производителям автокомпонентов, как говорится, сам Бог велел заняться диверсификацией, то есть переходом на производство товаров народного потребления. Конечно, хорошо бы выйти со своей продукцией и на мировые рынки. Но, как признал представитель «Магны», проблемы с логистикой нивелируют преимущества размещения производства в России. Детали, выпускаемые здесь, дёшевы, а доставка их на сборочные производства Европы и США обойдётся в кругленькую сумму. Если бы провоз нашей продукции до границ России был бесплатным… Позволил себе помечтать Илья Смолин. И успокоил себя и коллег: «Дно уже очень близко. Дальше падать не будем. Два-три года стагнации — и начнётся рост».Генеральный директор VolkswagengroupRus доктор Флориан Райтер поделился опытом своей компании по выживанию в сегодняшних условиях. Понимая, что у потенциальных покупателей нет денег на дорогие иномарки, здесь решили отказаться от сложных наворотов, пошли по пути упрощения изделий.В Нижнем универсальность, в Калуге — грустьСходной логике экономии придерживаются владельцы автомобилестроительного бизнеса и в кадровой политике, рассказала руководитель офиса агентства «Анкор» в Нижнем Новгороде Марина Артемьева. По её словам, сейчас наблюдается отток специалистов. Да и сами компании без особого сожаления расстаются с кадрами, заменяя выбывающих их коллегами, подучившимися смежным специальностям. Таким образом, остающиеся превращаются в своеобразных «универсальных солдат».А вот в Калуге, которая позиционируется как мекка сборочных производств, ситуация прямо противоположная: профессионалов катастрофически не хватает. По словам Олега Тимофеева, в областном центре с численностью населения в 400 тысяч человек нет ни культуры производства, ни квалифицированного персонала. Люди приезжают туда на работу из Москвы, Нижнего, других городов, известных своей автомобильной промышленностью.— Сегодня иностранные производители уже грустят по поводу своего выбора Калуги как места для бизнеса, — констатировал Тимофеев.Кластерный подход к субсидиямЗато в Нижегородской области даже сегодня, по данным статистики, всё не так плохо. Объём производства транспортных средств и оборудования в первом полугодии 2016 года составил 72,4 миллиарда рублей, это на 15 процентов выше уровня прошлого года. Средняя зарплата в отрасли немного выросла и достигла 30,7 тысячи рублей. Производством автокомпонентов занимаются около сотни предприятий. Поддержка региональной индустрии со стороны областных властей ведётся по нескольким направлениям. Это реализация инновационных и инвестиционных проектов предприятий; льготы по модернизации и диверсификации производств, в том числе программ развития производительных сил территорий региона и т. д.Недавно в регионе создано АНО «Агентство по развитию кластерной политики и предпринимательства Нижегородской области». О его работе рассказал заместитель директора Николай Данилов.Господдержка промышленных кластеров в России, по словам Данилова, имеет следующие особенности. Субсидии из федерального бюджета выделяются напрямую предприятию на основании соглашения с Минпромторгом России, причём соглашение заключается на весь срок реализации проекта (до 5 лет). Возвращается до половины от затрат предприятия. В 2016 году участник кластера мог претендовать на субсидию до 30 миллионов рублей. В дальнейшем планируется увеличить эту сумму (в среднем потребность составляет 50 – 80 миллионов в год).Рулят роботы, работает человекДля создания условий эффективного взаимодействия участников промышленного кластера и получения субсидий на возмещение части затрат совместных проектов образована ассоциация промышленного кластера Нижегородской области. Одним из её учредителей выступил Заволжский моторный завод. О первых успехах индустриального парка, образованного на территории ЗМЗ, рассказал генеральный директор Алексей Курбанаев. Завод получил статус официального поставщика одного из грантов мирового автопрома «Форд». На предприятии достигнута локализация производства в 80 процентов.Но, признал Алексей Курбанаев, судя по тенденциям в автопроме, в нынешнем состоянии предприятию осталось жить лет 15. Курс на роботизацию приведёт к массовому сокращению производства во всем мире. По подсчётам специалистов, в среднем сейчас машина эксплуатируется только 10 процентов времени, остальное — простой. Поэтому автомобильный парк должен ужаться как минимум в десять раз.Как видим, решение о создании на площадке ЗМЗ индустриального парка продиктовано необходимостью диверсификации производства. При этом потребность в квалифицированных кадрах не отпадает. Более того, гендиректор ЗМЗ высказал пожелание, чтобы в Заволжье был открыт ресурсный центр.Так что безработица местным жителям, даже при поголовной замене нынешних машин роботами на колесах, не грозит.