Дети-аутисты. Их не берется обучать и готовить к школе ни одно специализированное учреждение
Настоле у психолога, специалиста по работе с детьми с эмоциональными нарушениямиВеры Степановны Пробыловой кипы фотографий, на которых очаровательные детишкиразного возраста заняты обычными ребячьими делами: играют, рисуют, катаются напони, плавают в бассейне.В них трудно заметить что-то необычное, отличающее ихот сверстников. Тем не менее все эти дети страдают серьезным заболеванием,которое называется аутизмом.БолезньXXI векаВкакой-то мере эту болезнь сделал известной мировой кинематограф ? многиенаверняка видели фильмы «Меркурий в опасности» и «Человек дождя», герои которыхстрадали аутизмом.Аутизм(от греческого слова «сам») ? это отстраненность от окружающейдействительности, погруженность в себя, утрата связи с реальностью,эмоциональная холодность и стереотипность деятельности. Помните, герой ДастинаХоффмана в одно и то же время требовал телевизор для просмотра его любимойпередачи, а оладьи он мог есть только с кленовым сиропом. Запомнилась многим иего стереотипная фраза, которую он без устали повторял в минуты, когда особеннонервничал: «Кто на первой базе? Я — на второй».Родителитаких детей обычно говорят о том, что их малыш часами разглядываетнезамысловатый рисунок на обоях, равнодушен к игрушкам и не умеет в них играть,болезненно реагирует на каждый звук, противится любым переменам и пугает своимравнодушием к маме и папе.«Онсмотрит как будто сквозь меня», «Она никогда не улыбается и буквальнозастывает, когда я беру ее на руки», «Я думала, что он глухой», — рассказываютпотрясенные родители, чьим детям поставили диагноз «аутизм». Для них слабымутешением служит тот факт, что аутизмом страдали Кант и Андерсен, Ньютон иЭйнштейн.Ксожалению, до сих пор не известны точные причины этого заболевания, поэтому вих числе называют генетическую предрасположенность, состояние экологическойсреды, родовые травмы, стрессовые ситуации и инфекционные заболевания,перенесенные мамой и ребенком, использование отдельных лекарственных средств имножество других.Нетединого мнения и по количеству больных: одни утверждают, что это достаточноредкое заболевание, другие называют его болезнью XXI века, отмечая растущее год от года числотаких людей: по статистике, только в США сегодня зарегистрировано более 400тысяч аутистов.Приэтом все специалисты сходятся в том, что этой болезни подвержены живущие влюбой части Света и принадлежащие разным социальным группам, чтодиагностируется она обычно в возрасте двух с половиной лет и что мальчикистрадают аутизмом в три раза чаще, чем девочки.Такжевсе специалисты единодушны в том, что без семьи, без заботы родных и близкихлюдей, без их ежедневного титанического труда малышу никогда не выбраться иззамкнутого мира, в который погрузила его болезнь. Самостоятельно он никогда непреодолеет болезненного стремления избегать контактов с окружающими его людьми,не справится с отсутствием потребности в совместной деятельности и общении, безпомощи любящих родителей и опытных специалистов в нем никогда не разовьютсяэмоциональная сфера и те чувства, которые, собственно, и делают нас людьми.ОсобенныедетиУжевосемь лет В. С. Пробылова занимается проблемой аутичных детей, являясьспециалистом консультативно-диагностического центра по охране психическогоздоровья детей и подростков Нижнего Новгорода, куда обращаются за помощьюродители с детьми начиная с 2 – 3 лет.Пословам Веры Степановны, диагностировать такое заболевание, как аутизм, в раннем«грудничковом» возрасте достаточно трудно, но все же возможно. Родителизамечают, что их малыш не фокусирует взгляд на матери, не улыбается, не кладетголовку на плечо, когда его берут на руки, не принимает удобную, привычную длявсех детей позу во время кормления грудью, а лежит отстраненно, застыв«столбиком».Далеес возрастом у ребенка наблюдаются так называемые псевдоглухота и псевдослепота,когда он, погруженный в себя, ничего вокруг не замечает, будто не видит и неслышит.Такие дети отличаются и другими поведенческимиособенностями. Для них характерны разнообразные двигательные стереотипии,которые проявляются, по словам родителей, в том, что ребенок «трясет ручками»,«водит пальцами перед глазами», «кружится», «раскачивается», «бегает по кругу,коридору», «открывает и закрывает дверь», «издает звуки языком и щеками»,«гоняет слюни, жидкость во рту», «кусает подушку». Практически у всех детейнаблюдается повышенная чувствительность к резким звукам, шуму, свету (яркомусолнцу, огню). В связи с этим они могут бояться шума пылесоса, сигналовавтомобиля и звуков сигнализации, звуков дрели, кухонного комбайна, а также онибоятся кошек, собак, высоты, темноты и пр. Навыки самообслуживания могут бытьсформированы в разной степени: от полного их отсутствия до частичного илиполного умения обслуживать себя. Для аутичных детей характерна задержка вразвитии речи, возможно и раннее, опережающее развитие речи. Речь такогоребенка специфична ? механическая, отрывистая, безэмоциональная.Невызывают у него привычных эмоций и теплых чувств и самые близкие люди. Развитьэмоциональную сферу, преодолеть стереотипность поведения ? такую нелегкуюзадачу и ставят перед собой психологи, специализирующиеся на работе с детьми,страдающими аутизмом.Бессмысленноенаполняя смыслом?Вконсультативно-диагностическом центре по охране психического здоровья детей иподростков с аутичными детьми ведется комплексная работа, в которой принимаютучастие психиатр, психотерапевт, невролог, психолог, логопед: вместе с семьейони стремятся развить в ребенке личностные качества, чувства и эмоции, а такжепривить ему социально-бытовые навыки.Делаетсяэто, говорит В. С. Пробылова, прежде всего через игру, через наполнение смысломего стереотипных действий, через эмоциональное окрашивание всего того, чтомалыш видит, слышит, делает: умывает ли его мама или кормит, играет ли с нимили собирает на прогулку ? буквально все комментируется и сопровождаетсядетскими стихами, песенками.Еслиребенок часами безучастно смотрит мультфильмы или буквально застывает у окна,то с ним опять же идет разговор о том, что происходит в данный момент на экранетелевизора или на улице: пошел снег, пробежала собачка, проехал автобус? Акакие стихи мы знаем с тобой про машины? А какую песенку мы споем с тобой продождик? И так постоянно. При этом бессмысленный скрип дверями, ихбезостановочное открывание и закрывание следует превращать, например, восмысленное ожидание и встречу гостей, а игра в куклы с детской посудой имебелью помогает формировать социально-бытовые навыки, начиная от уменияпользоваться горшком до способности общаться с другими людьми.Безусловно,процесс этот нелегкий и долгий, требующий от семьи напряжения всех душевных ифизических сил. Чего только стоят сеансы холдинг-терапии, когда мама усаживаетк себе на колени ребенка, который в силу своего заболевания всяческисопротивляется этому, и терпеливо начинает говорить ему: «Мы очень тебя любим ихотим тебе помочь»?Результатытакой работы, о которой рассказывает В. С. Пробылова, впечатляют.Так,например, трехлетняя Даша, когда впервые пришла в центр, могла говорить только«мама» и «баба». Через полтора месяца занятий она рассказала свой первыйстишок, а вскоре начала рисовать людей, поясняя, кто это на ее рисунках.Сегодня девочка играет в куклы, перенося на них человеческие отношения со всемиих чувствами, эмоциями, жестами.Учетырехлетней Ани были проблемы с едой, горшком, с речью. К тому же она бояласьпылесоса, своего подъезда, поликлиники и по любому поводу устраивала жуткиеистерики. Уже через три месяца кропотливой работы ее истерики прекратились,девочка начала нормально есть, пользоваться горшком, так что семья впервыесмогла поехать на отдых. Авот 15-летняя Юля в этом году заканчивает девятый класс и музыкальную школу, ктому же она делает прекрасные поделки. В ее дальнейших планах — после 11-гокласса поступить в музыкальное училище, а потом работать в санаториях и домахотдыха для инвалидов. Умаленькой Маши удивительная память, так что стоит ей один раз услышать песенку,и она поет ее уже сама, а юный пациент из Заволжья сходу «шифрует» письмацифрами, соответствующими буквам алфавита.ВНижегородский городской консультативно-диагностический центр приезжают запомощью родители с детьми из Большого Болдина, Ардатова, Дзержинска,Богородска, Кстова и других ближних и дальних районов области. Отом, что проблема таких детей сегодня актуальна, говорит и тот факт, что насайте в Интернете по этому вопросу за месяц было сделано около 7,5 тысячзапросов.Конечно,статистика ? вещь упрямая, и она говорит, что только четверть страдающихаутизмом детей способны в дальнейшем сохранить интеллект, а остальным так и неудается преодолеть задержку психического развития и умственную отсталость. Темне менее, считает В. С. Пробылова, и в этой ситуации стоит бороться за каждогоребенка. И здесь одними консультациями специалистов, не обойтись.Конечно,работа с такими детьми нелегкая и, увы, дорогостоящая: Вера Степановна ссожалением говорит о том, что в их центре пока недостаточно развивающих игр иигрушек, способствующих сенсомоторному, интеллектуальному, эмоциональномуразвитию, не хватает и элементарного внимания властей к проблеме детей саутизмом.«?Нашихдетей не берется обучать и готовить к школе ни одно специализированноеучреждение. Медперсоналобычных детских поликлиник в большинстве своем не готов к оказанию помощи нашимдетям, так какуровень квалификации не всегда позволяет им разобраться в проблеме. Не говоряуже об общеобразовательныхи дошкольных учреждениях?Напротяжении многих лет нижегородские власти не обращали внимания на проблемыдетей с ограниченнымивозможностями в интеллектуально-эмоциональной сфере. Проблемы не решаются, анакапливаются.«Особенных» детей в области становится все больше. Помогите исправить ситуацию,дайте нашим детямшанс на полноценную жизнь», — писали летом2007 года родители аутичныхдетей министру здравоохранения, министру социальной защиты населения игубернатору Нижегородской области, справедливо считая, что именно дети, заботаоб их здоровье, образовании и воспитании являются показателем уровня развитияобщества. И если в нашей стране этим вопросам начали уделять большое внимание,создавая национальные проекты, то дети, пусть даже не похожие на других, имеютправо на то, чтобы о них в этих программах тоже не забыли.