Site icon Нижегородская правда

Дети с расстройством аутистического спектра сыграли в спектакле

Состоялась премьера инклюзивного спектакля, в котором большая часть актеров - дети с расстройством аутистического спектра. Название спектакля символично «РАС_СКАЗКИ или ИЛИ». Цель проекта - адаптация детей с расстройством аутистического спектра через творчество и взаимодействие с нормотипичными ровесниками. Тьюторами выступили профессиональные актеры.

 

 

Спектакль, в котором принимают участие дети с расстройством аутистического спектра и нормотипичные дети, а также профессиональные актеры и музыканты, состоит из нескольких маленьких историй разных народов. Такой формат инклюзии позволяет детям с РАС набираться опыта по взаимодействию с нормотипичными ребятами, учиться правильному выражению своих желаний и эмоций, пониманию дружбы и сочувствия.

Сюжеты объединены «инаковостью» героев и поиском своего места в мире. Самая грустная сказка - про мышонка, который хотел летать, но его не приняли ни птицы, ни мыши. Зато в истории про Арно, который родился в рыцарских доспехах, все закончилось хорошо – он встретил «родственную душу». Самая трогательная – английская сказка про тигрёнка, который искал свои полоски.

Младшей актрисе в коллективе восемь лет, и она не разговаривает. Как говорит её мама Марина, этот проект очень многое дал в плане развития особенной дочки.

"Считается, что аутисты не хотят общаться, но это неправда, их просто нужно научить - через игру, через творческий подход, - считает Марина. - Общение, участие в общем деле, старшие товарищи, наставники - все это нашим детям необходимо для развития. Наши дети вследствие своих особенностей эгоцентричны, а это их развивает в социальном смысле. Даша до сентября, когда мы пришли на проект, и Даша сейчас – два разных ребенка. Наш логопед считал её бесперспективной, но сейчас признает, что у ребенка появилось много новых звуков. Мальчишки здесь подружились – хулиганят, дерутся, но для мам это счастье, ведь это значит, что они начинают понимать эмоции других людей, понимать шутки".

Девятилетний Илья в проекте второй год.

"В этом году Илюша особенно раскрылся, - отмечает его мама Вера. - Громче стал говорить. А ещё мне нравится все это с эстетической стороны, именно как театр, а не только как терапия и адаптация".

Второй год Фонд «Время РАСсвета» при поддержке Министерства внутренней региональной и муниципальной политики Нижегородской области и Центра выявления и развития талантов у детей и молодёжи «Вега» успешно реализует инклюзивный театральный проект, стирая границы и ломая стереотипы.

В этом году вместе с режиссёром Львом Харламовым было принято решение продолжить работать над главной целью - социальной адаптацией детей с РАС через творчество, но уже с новым подходом - при помощи кукол. Эскизы кукол создавали по рисункам самих детей.

Как вспоминает режиссер Лев Харламов, одним из самых сложных моментов было научить ребят с аутистическим спектром произносить свои реплики по очереди, в нужном порядке.

"Был, момент, когда мне показалось, что я замахнулся на что-то нереальное, что это невозможно, - признается он. – Но через две недели они мне сказали, что не надо подсказывать – они все выучили. Спасибо потрясающей команде, с которой мы работали – актерам, музыкантам, художникам, которые сделали даже эти необыкновенные стулья для зрителей. И большое спасибо детям, которые учат нас естественности. У этих детей есть честность, открытость, непосредственность, которых не хватает многим актерам. И этому есть смысл учиться именно у этих детей".

Художники сделали необыкновенные стулья для зрителей
Художники сделали необыкновенные стулья для зрителей
Фото: Алина Малинина

Ранее на сайте pravda-nn.ru сообщалось, что дети с расстройством аутистического спектра успешно обучаются в обычных школах.

Exit mobile version